Смерть по большой любви
Роман Ткачук (1932-1994), актер, для которого семья оказалась важнее жизни.
Получилось это следующим образом.
Первоначальную славу Ткачук стяжал в Узбекистане, где был лицом Ташкентского русского драматического театра имени Горького. На этой сцене его увидел актер театра Сатиры Спартак Мишулин. Игра Ткачука оказалась настолько поразительна, что Мишулин рассказал о лицедее своему руководителю Плучеку.
По счастью, вскоре ташкентцы приехали на гастроли в столицу. Плучек лично заценил Романа и пригласил в Сатиру.
У Плучека Ткачук играл много, но, скажем так, не блистал. Он держался либо во втором составе на главные роли, либо выходил в колоритной мелочевке.
Только в 1982 году Ткачуку удалось сыграть на сцене родного театра главную роль — Подсекальникова в «Самоубийце» Николая Эрдмана. Это стало событием.
По ходу спектакля Роман ложился в гроб, игнорируя плохие приметы.
Это театр, а в кино и на телевидении у Ткачука складывалось более удачливее. Сразу по прибытию в столицу актер стал известен чуть ли не каждому жителю огромной страны, как пан Владек. То телевидение запустило сериал «Кабачок 13 стульев» (1966-1980). За Владека Ткачук, в составе других актеров сериала, в 1976 удостоился звания Заслуженного деятеля культуры Польши.
Запомнился Ткачук и в кино. Больших ролей у него, опять же, не было, но вот как забудешь, например, директора клуба из трилогии про участкового Анискина, Петра Первого в «Балладе о Беринге и его друзьях», или браконьера из комедии «Ты-мне, я-тебе»?
Казалось, актерство главная составляющая жизни Ткачука. Даже нога, которая с возрастом начала отказывать, на сцене выделывала кренделя. Даже больное, слабое горло Ткачук вылечивал к спектаклю. Да что говорить: у него в семейном альбоме не было ни одной фотки, без скорченной рожицы.
Так вот, семья оказалась для Ткачука главнее, что и привело актера к преждевременной смерти.
С молодых лет Ткачук был счастливо женат на редакторе телевидения Марте Гнездовской. В частности, Гнездовская редактировала все версии телеспектаклей кукольного театра Образцова: «По щучьему велению», «Необыкновенный концерт», «Волшебная лампа Алладина».
В 1990-ых Майя тяжело заболела, и ничего поделать с этим оказалось нельзя. 9 января 1994 года Ткачук забрал жену из больницы, точно зная, что увозит ее домой умирать. Майя ушла в тот же день. Актер позвонил эмигрировавшему в США сыну, предупредил о смерти матери. Тело приехавшей бригаде не отдал.
Потом пошел, прилег на диван и умер тоже.
Дверь осталась незапертой и утром в соседних комнатах нашли два трупа.
Глухо поговаривали о самоубийстве Ткачука, но в это верить не хочется.
Хочется верить в смерть по большой любви…