Почему кончилась Пугачева? Мнение Эдуарда Ханка
18 апреля родился композитор Эдуард Ханок, немало позабавивший народ заявлениями, рожденными выдуманной им «Теорией творческих волн».
Радуются, понятное дело, не все. Эстрадным звездам, на примере которых Ханок эту теорию строит, приятного мало. Юрий Антонов вообще предложил посадить композитора в сумасшедший дом.
Особенно насолил Ханок Алле Пугачевой, вынеся ей нелестный приговор как певице, когда она только готовилась отметить 50-летие.
Ханок считает себя теоретиком, причем, великим, но большинство его высказываний рассчитано на первые страницы газет и внимание людей от музыки далеких.
Согласитесь, вспоминая первую встречу с Аллой Борисовной, можно было обойтись без констатаций: «Большого впечатления она на меня тогда не произвела. В юности она была закомплексованной, скорее «синий чулок», поэтому я не отреагировал на Пугачеву как на женщину».
Помилуй Бог, как на женщину он на нее не отреагировал! Она вас об этом просила, маэстро?
Основные успехи композитора Эдуарда Ханка связаны с белорусскими коллективами «Верасы» и «Сябры». «Верасам» он написал «Малиновку» и «Я у бабушки живу», «Сябры» спели «А я лягу, прилягу…». На всю страну Ханка прославила песня «Зима» с припевом «Потолок ледяной…».
Когда Пугачева взлетела, Ханок предложил песню и ей. Это была знаменитая «То ли еще будет». Алла Борисовна придерживала ее два года, пока дочка Кристина не пошла в школу.
К этому времени ноты и текст уже опубликовал юмористический «Крокодил», поскольку «То ли еще будет» стали лауреатом журнального конкурса «Пой песню, пой». По итогам выпустили пластинку, где «То ли еще будет» спела восьмилетняя Оля Рождественская.
Но вариант Пугачевой заставил сию премьеру забыть.
Ободренный Ханок отдал Алле Борисовне еще одну песню — «Ты возьми меня с собой». Она также заняла достойное место в репертуаре певицы.
Совместка закончилась в 1979 году, песней «Солнышко смеется, ярко светит детям», которую спела в передаче «Веселые нотки» Кристина Орбакайте.
Почему у Ханка не получилось долгого сотрудничества с Примадонной?
Да хотя бы потому, что почуяв исчерпанность, он с 1983 года обращался к эстрадной музыке все реже.
Из действующего композитора перешел в разряд теоретика.
До 1998 года о Ханке почти не было слышно. Из подполья он вышел с книжкой «Пугачевщина», где впервые обосновал теорию волн.
Пришла пора сказать, что теория из себя представляет.
Согласно Ханку, эстрадник добивается славы, садясь на волну шлягера, коя несет его 5-6 лет. Дальше либо спад (остаточная волна), либо вторая волна. Две волны может пережить только очень большой артист, третьей в эстраде не бывает.
Теорию волн Ханок демонстрировал на примере Пугачевой, и получалось складно, надо признаться.
Смотрите сами.
Первая волна: 1975-1979. «Арлекино», «Все могут короли», «Не отрекаются любя».
Вторая волна: 1981-1988. Паулс, Кузьмин, Николаев.
Что дальше? Опять логичненько Ханок говорит:
«Поняв, что третьей волны у нее не будет, Пугачева поменялась. Имидж у нее стал основным. Вначале все заговорили о Кузьмине, потом — о Челобанове, затем — о свадьбе с Киркоровым, теперь все говорят о Галкине. И почти никого уже не интересует, как она поет. Потому что песни в ее жизни занимают очень малое место. Во-первых, она редко их выпускает в отличие от волнового периода, когда шли альбомы за альбомами. Во-вторых, она больше не создала песен, которые по мастерству приблизились к ее великим песням — «Арлекино», «Короли» и другие. Ведь за эти песни ее называют великой певицей»
Уязвимая западня Ханка заключается в том, что «Теория творческих волн» как таковая мало кого интересует вне хлестких заявлений композитора, почему кончился тот или иной певец. Ханок продолжает вычерчивать волновые графики уже не только Лещенко, Магомаева да Кобзона, но и Петра Чайковского, и Сталина, давая информационные поводы журналистам.
Но восприятию его теории насерьез вредят как раз хлесткие, рассчитанные на мгновенный эпатаж высказывания.
А потом, что это за ученый, который высказав свои взгляды, прилюдно просит за них прощения? Галилей, блин.
У Аллы Борисовны Ханок просил прощения два раза.
«Однажды в зале «Россия» я даже перед Аллой Борисовной извинялся, хотя так до сих пор и не понял, за что. Видимо, струсил, но, скорее всего, это был лишь короткий момент усталости, «миг между прошлым и будущим». После этого, правда, мне передали, что она заявила: «Предателей не прощаю».
Если Пугачева действительно так сказала, я буду ей благодарен по гроб жизни, потому что предатель на самом деле — это человек, владеющий ценной информацией. Тем самым она подтвердила, что я выдал сведения, представляющие большой интерес…»
Второй раз Ханок принес извинения в телеэфире «НТВ», в программе «Старый телевизор» встав перед Примадонной на колени.
А потом опять за старое взялся.
«Есть обывательское понятие: товарный вид. Где-то я на фотографии недавно увидел ее с Галкиным. Она — старушка, и он — дохлый «миллионер». Идут такие два чмо… грустно смотреть».
Не знаю, насколько теория волн будет востребована в будущем.
Замечательные песни Ханка она пока не перебила.