Актер, оказавшийся в плену милицейской формы
13 февраля ушел из жизни Георгий Мартынюк (1940-2014), актер, которого все помнят как Пал Палыча Знаменского из «Следствия ведут ЗнаТоКи» да и только.
А ведь начинал Мартынюк с других ролей.
Ошибкой он воспринимал уже то, что закончив ГИТИС, не вернулся в родной Оренбург, — тамошний театр выделял московскому выпускнику квартиру и главные роли. Андрей Гончаров зазвал Мартынюка в Московский театр на Малой Бронной, где тот проработал 50 лет.
На первых порах в театре достойных ролей не было. Мартынюк уже собирался домой, когда Владимир Басов пригласил его в картину «Тишина» (1963).
В этом фильме Георгий сыграл лихого фронтовика, пришедшего из Европы с французским лоском. Необычный герой для тех лет, из которого плескала молодая жизнерадостность и жажда физиологической жизни. Ночные рестораны, девочки, разбрасываемые пачки денег и при этом герой-то положительный.
Владимир Басов старательно и успешно лепил из Мартынюка шармера. В экранизации пушкинской «Метели» (1964) он доверил ему роль гусара Бутурлина, а в боевике «Щит и меч» (1968) рафинированного обер-лейтенанта Алоиза Хагена, который на поверку оказывается советским разведчиком Алексеем Зубовым.
Очень неплохо показался Мартынюк и в фильме Чухрая «Жили – были старик со старухой».
Об отъезде на малую Родину речь больше не заходила, — теперь остро стоял вопрос с пропиской. По мнению второй жены Мартынюка именно этот вопрос он решал, когда женился на актрисе Валентине Марковой.
В 1965 у молодых родилась дочка Елизавета.
В 1971 году по личной инициативе начальника МВД Николая Щелокова запустили телесериал «Следствие ведут ЗнаТоКи». Мартынюк и его коллега по театру на Малой Бронной Леонид Каневский получили роли «следаков» Знаменского и Томина. Эксперта Зиночку Кибрит играла Эльза Леждей.
Планировали пять-шесть фильмов, но франшиза стала такой популярной, что тянули ее 20 лет.
Популярность образа Знаменского в народе была бешеной. У части доверчивого населения Пал Палыч стал символом справедливости советской милиции. К Мартынюку то и дело кидались обиженные правосудием.
Но сниматься с каждым годом становилось все неинтересней. Цензура пристально следила за чистотой образов. ЗнаТоКам запретили курить на экране, обрубили намечавшийся по сюжету роман между Знаменским и Кибрит. Главных героев выхолащивали, наводя лоск.
Наименее пострадавшим из троицы был Каневский. Его мобильный, внедряющийся по ходу следствия в разные социальные бандочки, Томин был лицедейски многолик. Комик Каневский нашел себя и в других проектах. Один галантерейщик Бонасье из «Дартаньяна и трех мушкетеров» дорогого стоит.
Эльза Леждей в роли Зиночки Кибрит красиво старела.
А Мартынюк все больше оседал в «муровском» кабинете. Милицейская форма приросла к его лицу. За двадцать лет «ЗнаТоКов» у актера вышел всего один заметный фильм вне цикла. В картине «А зори здесь тихие…» он сыграл возлюбленного Жени Комельковой.
Помимо прочего, слава актера разрушила его семью. Валентине Марковой тоже досталась роль в бесконечном сериале, но если Мартынюк играл следователя, то она дежурную в тюрьме. Творческая ревность сделала дальнейший союз невозможным.
Вторая попытка создать семью удалась, Мартынюк с радостью воспитывал дочь избранницы от первого брака. Правда, его собственная дочь, Елизавета, в новую семью отца не вписалась. Она умерла в 20 лет, что явилось для актера нешуточным ударом. Происшедшее с Елизаветой до сих пор загадка, — ряд источников говорит о самоубийстве, ряд об остановке сердца.
Мартынюк тяготился ролью Знаменского, но когда проект кончился вместе с эпохой, сумел ее заценить. Ведь положительный Знаменский пробуждал чувства добрые, а в лихие девяностые образовался дефицит таких чувств.
Теперь его спасал театр. Георгий играл Веничку Ерофеева, генерала Епанчина, Ванюшина, выходил в пьесах Дюрренматта и Набокова.
В 2002 «Следствие ведут ЗнаТоКи» пробовали перезапустить. После двух фильмов проект закрыли.
В 2012 Мартынюк слег с пневмонией и больше в театр не вернулся. У актера развилась боязнь сцены. Он забывал текст, головокружения преследовали.
Умер Мартынюк в 2014. Хоронили его под вальс из свиридовской «Метели».