КиноСоветское кино

ИДУЩИЕ К ЧЕРТУ, УБИВШИЕ ТАЛГАТА

В 2019 телеэфир взорвался документалкой Бориса Соболева «Идущие к черту», разоблачающей экстрасенсов с канала ТНТ. Как отвечал почтовый ящик журнала «Сатирикон» на вопрос: «Не нужна ли вашей редакции поэма на взятие Казани Иоанном Грозным?» — Спохватились!

До чего могут дойти такие целители, свидетельствует судьба Талгата Нигматулина (1949-1985), актера известного широкому зрителю, как жестокий пират Салех из «Пиратов 20-го века» да индеец Джо из «Приключений Тома Соейера и Гекльбери Финна».

Его попросту убили.

Об этом и поговорим.

Нигматулин занял в СССР свою нишу и ниша эта была не совсем актерская. Подростки уважали его за карате. При удачном стечении обстоятельств Нигматулин мог стать советским Брюсом Ли, но ему остро не хватило роли, которую сыграл Андрей Ростоцкий в фильме «Непобедимый». 

По любому смерть Нигматулина, потрясшая общество, оказалась знаменательнее его картин. 

И здесь мы сразу, долго не чинясь, переходим к личности Мирзы Кымбатбаева. Был он плутом, лентяем, где-то даже человеком симпатичным, как и положено наследнику Остапа Бендера и Ходжи Насреддина. 

В жизни Кымбатбаева можно выделить две встречи. В возрасте 30+ он столкнулся с неким, кого сам называл Наурузов — дервиш. Наурузов принципиально жил подаянием. Его образ попрошайки пришелся Мирзе по сердцу, и он присоединился к Наурузову. Причем, тот настолько запудрил «ученику» мозги, что Мирза отдавал ему все, что удавалось собрать.  

Вскоре Кымбатбаев Наурузова перерос и начал ходить один. Он окопался возле хлебного места — священного мусульманского кладбища Султан Уаис Баба. По свидетельству родного дяди, сперва Мирза стеснялся знакомых и при их появлении прятался. Но скоро вошел в раж. 

Ловкий Кымбатбаев устраивал шоу — щеголял в драном халате со значками (вплоть до значка пионерской организации), белой шапке из хлопка. Зная несколько арабских слов, ввертывал их с лицом загадочным и печальным. По собственному признанию, Мирза не знал ни одной молитвы, зато хорошо импровизировал в плане галиматьи. «Лечил» от сглаза, от ревности, да от всего чего просили. В день имел до двухсот рублей.  

Так продолжалось, пока на самодеятельного дервиша не наткнулся Абай Борубаев.

Абай Борубаев

Борубаев был не чета простенькому Мирзе. 

Он родился в столице Киргизии, в номенклатурной семье редактора областной газеты и преподавательницы марксизма-ленинизма. Получил высшее экономическое образование. С Мирзой его объединяло нежелание работать. Несколько раз Абая привлекали за тунеядство.

Абай интересовался восточной философией, экстрасенсорной практикой и потому, когда до него дошли слухи о кладбищенском дервише, поехал на него посмотреть. Задав Мирзе парочку элементарных вопросов из Корана, Абай убедился в дремучести последнего. Однако, сей «мудрец» зашибал совершенно несусветные бабки. И это в нем Абая зацепило. 

Накануне Олимпиады Абай привез Мирзу в Москву. Абай представлялся научным сотрудником, изучающим способности дервиша, лечащего наложением рук. Слава о двух странных людях зазмеилась по творческому подполью. Интеллигенция, уставшая ждать прихода коммунизма (в 1980 его установить не вышло, пришлось срок отодвинуть в прекрасное далеко), искала смысла жизни поверх барьеров; экспериментируя, с чем придется. Андрей Тарковский слушался Джуну. Бледные ксерокопии книг Кастанеды портили глаза и без того щурящихся очкариков. Все это обладало запахом подполья, посвященности «не для дураков». Умные вроде люди велись на шарлатанов, впадая в пещерность.

ТАРКОВСКИЙ И ДЖУНА
ТАРКОВСКИЙ И ДЖУНА

Одним из таких наивняков стал убежденный коммунист, редактор журнала «Огонек» Анатолий Софронов. Мирзе удалось снять жене Софронова головные боли и растроганный чинуша подарил кудесникам документ на официальном бланке «Огонька», призывающий всех помогать ученому Абаю в работе. 

С этого момента можно делать отсчет основания секты «Четвертый путь». Что там она проповедовала не суть важно. Всегда важна конечная цель. А конечной целью Абая было создание при Академии Наук «Института изучения человека» с ним во главе. Это уже не мусульманское кладбище, а постриг овец в мировом масштабе.

К 1985 году «Четвертый путь» открыл филиалы в Москве, Ленинграде, Ташкенте и Прибалтике.

Любому учению необходимы «звездные» адепты. Настоящим кладом для компании Борубаева стал Талгат Нигматулин. Во-первых, с него тянули деньги. За время пребывания в секте Нигматулин раскошелился как минимум на 6000 рублей. Во-вторых, его распиаренное кинематографом лицо придавало сборищу лоск. 

"ПИРАТЫ 20-ГО ВЕКА"
«ПИРАТЫ 20-ГО ВЕКА»

Но почему актер вообще оказался в секте?

Увы, следует признать, что Нигматулин был ведомым человеком. Всю жизнь он нуждался в направляющей руке. 

Детдомовский мальчик, хилый, болезненный, унижаемый сверстниками, сделал себя атлетикой, каратэ, учебой в престижнейшем ВГИКе, съемками, но душу никуда не денешь. Внутри Талгат был по-прежнему неуверенным пацаном. 

Абаю же доставляло особое удовольствие куражится именно над известным актером. По его приказу Талгат переодевшись в обноски, клянчил милостыню на ташкентском базаре. Однажды Мирза просто плюнул в стакан и приказал выпить. Талгат беспрекословно подчинился. Возможно, он воспринимал происходящее, как роль, а когда понял, что шутки кончились, было поздно. 

Кроме прочего, Нигматулин искал себя в режиссуре. В режиссерский дебют Талгат потащил новых друзей, которым на экране было категорически не место. Играющие главные роли в психологической короткометражке «Эхо» Абай и Мирза устроили на площадке полный трындец, отказываясь от дублей и репетиций. Могли появиться на съемках нагишом; оскорбить режиссера; просто уйти гулять, сетуя на усталость. Группа поражалась терпению, с которым Нигматулин с хамами возился. Главные интересы целителей были вполне земными, — жратва, водка и девочки.

В РОЛИ ИНДЕЙЦА ДЖО
В РОЛИ ИНДЕЙЦА ДЖО

Школа Абая расширялась, порождая проблемы. Взбунтовался вильнюсский филиал, адептам которого надоели денежные поборы. 

В Вильнюс Абай и Мирза поехали разбираться лично. На кону стоял «Институт развития человека», непокорным следовало заткнуть рты. 

Вместе с гуру отправились каратист Владимир Пестрецов и его ученики Седов с Бушмакиным. 

В Вильнюсе компания остановилась в квартире дочери управляющего делами Совета Министров Литовской ССР. Позже хозяйка будет рассказывать следователям, как она и ее муж художник Андрюс Калинаускас не желали принимать Абая, но вежливость закрыть дверь не позволила. 

Оглядевшись, хулиганы принялись бесчинствовать. Ходя по адресам отступников, отбирали деньги, морально давили, распускали руки.

Через пару дней к ним присоединился Нигматулин. Он находился на очередной волне популярности. Боевик с участием Нигматулина «Волчья яма» стал лидером проката, заставив критиков говорить о мастерстве молодого актера. 

Газетные киоски Вильнюса наводнили январские номера журнала «Советский экран», с обложек которого улыбался Нигматулин. Это портило завистливому и авторитарному Абаю настроение. 

ВОТ ЭТО ФОТО БЫЛО НА ОБЛОЖКЕ
ВОТ ЭТО ФОТО БЫЛО НА ОБЛОЖКЕ

А Нигматулин неожиданно взбрыкнул, отказавшись принять участие в избиении одного из бунтовщиков. Сам переходя в разряд непокорных.

Тогда Абай решил его «поучить». В ночь с 10 на 11 февраля 1985 года в доме Калинаускасов разразилась трагедия. По приказанию гуру Пестрецов, Седов, Бушмакин и Мирза начали Талгата избивать. 

И забили до смерти.

Судмедэксперты насчитали на теле 119 ран.

До сих пор стоит вопрос: почему Нигматулин не защищался?

Уважение к учителю?

Стремление унизить гордыню?

Президент Всероссийской федерации рукопашного боя и традиционного карате Тадеуш Касьянов, например, говорит:

«Талгат умер из-за наркотиков. Когда снимался фильм «Пираты XX века», его брат получил за наркотики лет 12. Поэтому Талгат постоянно отсылал ему деньги, а потом и сам присел на наркотики. А убили его в Вильнюсе за то, что он не рассчитался. Убивали его чемпион Москвы по карате и еще трое отморозков. Талгат сидел обкуренный в кресле, а они его по голове ногами долбили… Так он по-дурацки погиб…».

Поклонники Абая и Мирзы, знамо дело, уверены, что все подстроило КГБ. Талгата винят, считая его «банановой кожурой» на которой поскользнулись великие учителя.

Абай Борубаев получил 15 лет. Мирза Кымбатбаев — 12. Пестрецов – 13. Седов – 10. Бушмакина упрятали в психушку. 

Абай умер на нарах от туберкулеза в 1988. 

Мирза отсидел – вышел – продолжил карьеру волшебника. Умер в 2006 от цирроза печени. 

Большинство о них забыло.

Талгата помнят до сих пор.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»