Битва титановКиноСоветское кино

«ГОШЕ НЕ НРАВИЛОСЬ ВСЁ…» ПОЧЕМУ ГЕНИАЛЬНОГО ОПЕРАТОРА ВЫГОНЯЛИ С КАРТИН

25 июля скончался Георгий Рерберг (1937-1999).

В историю кино он вошел не только как художник камеры, но и как оператор, запоровший съемки «Сталкера» Андрея Тарковского. Для меня однозначна невиновность Рерберга в скандале, переломившем его творческую судьбу. Там сошлось много факторов — интриги, невнятность сценария, общее напряжение киногруппы. Брак пленки был запланирован отнюдь не Рербергом и вовремя выявить его он тоже не мог.

Другое дело, что и с другими режиссерами Рерберг расставался со скандалами.

Вот об этом и поговорим, сделав выводы о непростом характере человека, который боролся за свою профессию.

Первым режиссером, с которым у Рерберга сложился творческий тандем был Андрон Михалков — Кончаловский. Именно с экранизации повести Чингиза Айтматова «Первый учитель» (1965) вспыхнула слава Кончаловского, Рерберга, Натальи Аринбасаровой. Фильм покорил кучу международных фестивалей, а по московской тусовке пошел гулять слух о гении операторского мастерства, который творит на экране чудеса.

Под руководством Кончаловского Рерберг сделал картины «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1966) и «Дворянское гнездо» (1969). Как сказал Кончаловский «С Рербергом я снял еще половину «Дяди Вани».

С «Дяди Вани» (1970) режиссер своего любимого оператора выгнал, ликвидируя отношения.

Почему?

С ТАРКОВСКИМ
С ТАРКОВСКИМ

Кончаловский по его словам устал от мальчишества соратника, от его критического отношения к сделанному. Операторская оценка трудам Кончаловского «Говно…» иногда звучала не к месту.

Режиссер бесился.

Все закончилось тем, что Кончаловский высадил пьяного Рерберга из машины прямо посреди проезжей части, а на следующий день отчислил с картины. 

Больше они не работали.

С Виктором Титовым Рерберг сделал три картины: «Ехали в трамвае Ильф и Петров» (1971), «Здравствуйте, я ваша тетя!» (1975) и «Адам женится на Еве» (1980). Именно оценку Титова (с поправкой) следует считать наиболее емким определением проблемы Рерберга:

«У него была одна беда, а может быть, драма: он не терпел неодаренных людей. И он, имея с ними дело, был резок, груб, поэтому ходили легенды о его нетерпимости и негибкости. Но он просто не мог терпеть, не мог ощущать ауру такого рода людей и отношений.

Он не был тем распространенным типом богемного художника — это тоже одна из легенд, нуждающихся в разрушении. Получая предложение, каждый раз он спрашивал, о чем это, и очень серьезно и глубоко соблюдал в работе определенные правила. Он не любил неясности, и большинство его столкновений с режиссерами происходили оттого, что он не любил шаманства. Рядом с ним нельзя было быть ремесленником, надо было быть профессионалом».

Позвольте, но ведь Рерберг работал со сливками художественного кино. Кончаловский, Тарковский, Соловьев, — где же тут неодаренность? В том то и дело, что Рерберг по сути своей не терпел не просто неодаренности, а застоя. Его психотип требовал поиска новых решений, неожиданных поворотов, а с другой стороны определенности конечного замысла, четкого понимания «Куда идем». С таким психотипом работа с Тарковским, который сложил «Зеркало» только на монтажном столе, а к «Сталкеру» приступил имея на руках сценарий, который его не удовлетворял, Рербергу вообще была противопоказана. Тем не менее, «Зеркало» до сих пор считается вершиной операторского мастерства, а по мне так это и лучший фильм Тарковского.

В перерыве между «Зеркалом» и «Сталкером» Рерберг делал с Сергеем Соловьевым «Мелодии белой ночи». С точки зрения операторского мастерства лента получилась отменной.

Только вот Соловьев больше с Рербергом не работал.

Почему?

С КОМАКИ КУРИХАРА НА СЪЕМКАХ "МЕЛОДИИ БЕЛОЙ НОЧИ"
С КОМАКИ КУРИХАРА НА СЪЕМКАХ «МЕЛОДИИ БЕЛОЙ НОЧИ»

Соловьев говорит о Рерберге вроде обстоятельно, а на деле впроброс: «Количество злодейств, которые Гоша время от времени творит, сам о том не задумываясь, ни в какие разумные рамки не умещается».

Он отмечает то же, что и Кончаловский, — Рерберг перманентно терял к происходящему интерес, заявляя: «Говно снимаем». Он может дико раздражать своими человеческими эмоциями, но на профессионализме это не сказывается.

ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ ВМЕСТО КОСТОЛЕВСКОГО КОГО-ТО ПОХОЖЕГО НА ИОСИФА БРОДСКОГО
ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ ВМЕСТО КОСТОЛЕВСКОГО КОГО-ТО ПОХОЖЕГО НА ИОСИФА БРОДСКОГО

Скандал разгорелся у Рерберга с Михаилом Козаковым на съемках фильма «Безымянная звезда». Являясь не только оператором-постановщиком, но и сорежиссером Рерберг в итоге снял фамилию с титров.

На «Безымянной звезде» оператор залез в сам процесс постановки и его видение фильма вошло в противоречие с замыслом Козакова. Козаков говорил, что Рерберг стремился вырулить комедию в депрессивное кафкианство, сделав и без того труднопроходимый через цензуру материал максимально диссидентским. С точки зрения Рерберга на главную роль не годился светлый лучик Игорь Косталевский, следовало искать кого-то внешне похожего на поэта Бродского. Он считал староватой для главной героини Анастасию Вертинскую. Отказался снимать в роли Грига Леонида Филатова мотивируя: «Не кинематографическое лицо». В итоге Грига играл сам Козаков.

По его словам: «Гоше не нравилось всё: выбор артистов, Вертинская, я в роли Грига, стиль игры, предложенный мной, несерьёзность музыки Эдисона Денисова».

А вот с Игорем Таланкиным Рерберг работал спокойно. Вместе они сделали «Отца Сергия» (1978), «Звездопад» (1981), «Время отдыха с субботы до понедельника» (1983). 

В последние годы, когда кино встало, Рерберг ударился в рекламный бизнес, снимал ролики. Делал он это молодо и с удовольствием, относясь как к новому делу.

Светлая память!

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Проверьте также
Закрыть
Кнопка «Наверх»