Группа «Сокол» позиционируется как первая рок – группа СССР, выступившая с русскоязычной песней.
Случилось это в 1965 году.
Песня называлась «Где тот край?»
Слова – Игоря Гончарука, музыка – Юрия Ермакова, они и были лидерами – вокалистами группы. Администратором у «Сокола» бегал Юрий Айзеншпис. Ага, тот самый.
Все музыканты жили в районе «Сокола», что отразилось в названии.
«Соколы» – это была супергруппа. – Вспоминал Стас Намин. – Равных ей тогда не было, народ от них с ума сходил. Больше всего запомнился концерт в кафе «Фантазия» неподалёку от станции метро «Автозаводская».
Об этом же концерте вспоминал и Айзеншпис:
«Понаехало туда дипломатических машин, представителей иностранной прессы. Сразу появились материалы с фотографиями в западной печати – в какой-то шведской газете, в журнале «Ньюсуик», были интервью с музыкантами…»
В 1968 группа пережила высшую точку популярности, исполнив песню «Фильм, фильм, фильм», вошедшую в одноименный мультик Федора Хитрука. Правда, в записи приняли участие две группы. За «Соколом» осталась инструментальная часть, а вокал принадлежал ребятам из «Орфея»: В. Витебскому, Л. Бергеру и Вячеславу Добрынину. В титрах мульта, впрочем, указан только «Сокол».
Чем же занимался в составе группы Юрий Айзеншпис, скоро променявший гулевания по Москве на лагерную шконку?
Айзеншпис придумал называть вполне себе денежные выступления «Сокола» «встречей с друзьями». Айзеншпис устно (главное, никаких документов), договаривался с директором клуба. Группа скупала билеты на вечерний сеанс. Продавала их втридорога, как на свой концерт. Кино отменялось «по техническим причинам». Наценку забирали музыканты. Выручку на полный зал, — директор.
Также ловко Айзеншпис решал проблемы с аппаратурой. Достать в реале хорошее музыкальное оборудование можно было у иностранных гастролеров. Скоро «Сокол» вовсю использовал инструментарий Риты Павоне (итальянки) и Джорджа Марьяновича (Югославия).
Здесь на горизонте появляется валюта, ибо расчеты с иностранцами велись, конечно, не в рублях.
Когда Айзеншписа притянут за валютные операции, вся аппаратура «Сокола» будет конфискована.
Но почему же так долго внутренние органы смотрели на «левые» концерты и прочие художества?
Потому что «Соколы» были парни не простые, а золотые. Отец Гончарука – главный редактор журнала «Коммунист». Отец гитариста Юрия Ермакова – заведовал ПВО всего Союза. Тестем клавишника Вячеслава Чернышева был сам Семичастный, лишенный к тому времени поста председателя КГБ, но совсем влияния не утративший.
Хотя участники коллектива не связывают свой распад с арестом Юрия, распались они достаточно быстро.
Жаль, хорошая была группа.