Кто придумал Ябеду-Корябеду?
Уж коль мы упомянули главного редактора журнала «Веселые картинки» Ивана Семенова (Кто придумал Карандаша и Самоделкина?), поговорим сегодня о его сыне Александре (1941).
Разговор этот опять же очень уместен именно в преддверии Нового года, ибо Александр Семенов автор веселой, зажигательной, праздничной книжки, благодаря публикации которой каждый номер журнала «Мурзилка» ожидался с нетерпением.
Есть книжки, по которым поколения узнают друг друга. Мои родители, скажем, фанатели от «Трое в серых шинелях» Добровольского и «Повести о первой любви» Атарова. Мои сверстники все как один откликаются на позывные «Фриц – Рыжий Лис» (Кто придумал Фрица — Рыжего Лиса?) и «Ябеда- Корябеда».
Как сказано выше Александр Семенов был сыном Ивана Семенова, первого главреда «Веселых картинок».
Он пошел по стопам отца, проиллюстрировав массу детских книжек, среди которых «Школа клоунов» Успенского и «Семь суббот на неделе» Маара.
В журнал «Мурзилка» его рекомендовал Виктор Чижиков.
Главным редактором в то время был Владимир Матвеев. К нему на стол и положил Александр детектив с продолжением «12 агентов Ябеды-Корябеды», который сам же и проиллюстрировал.
Там рассказывалось, как злая волшебница вносит раздор в детскую среду, а противостоит ей Мурзилка.
Повесть получилась игровая, наполненная вопросами, вовлекающими читателя в процесс разгадки тайн, позволяющая продемонстрировать знания. Каждый выпуск заканчивался «Ответами, в которые не спеши заглядывать», напечатанными зеркально.
Но главное в повести Семенова был описан быт советского школьника: все эти пионерские галстуки; сменная обувь; сборы макулатуры; магазинные перерывы с 13 до 14; дворовые игры; обзывалки; считалки; фольклор, лезущий из щелей. В повести этой все было узнаваемо и соединение обыденных примет со сказочным, приключенческим сюжетом давало невероятный эффект.
Первую часть «Двенадцати агентов Ябеды-Корябеды», напечатанную в 1977-1978 годах (14 выпусков) я не помню, мал был.
Зато 6 выпусков второй части в «Мурзилке» 1981 года помню очень хорошо.
Равно как и продолжение «Агенты Катавасии», печатавшейся весь 1983 год.
И мне хочется сказать большущее «Спасибо!» Александру Семенову, сделавшему детство целого поколения чуток ярче.
Дети были приключениями Мурзилки довольны, а вот взрослые не очень. У Семенова нашлась масса завистников, кричавших, что он даже не член Союза Писателей. Его успех был у них костью в горле. Повести пришлось даже уменьшить шрифт, чтобы освободить место для обиженных.
В 1983 Семенов на последней страничке «Мурзилки» открыл цикл «Разговор по секрету», где под маской младшего научного волшебника института ребячьих проблем отвечал на вопросы типа: как сделать, чтобы учительница не заметила, что домашнее задание не сделано?
По мне так это был чистый воды развод, ибо после массы абсурдных советов следовал разочаровывающий ответ: «Очень просто. Сделай домашнее задание»
В общем, серьезная заявка и неудачное исполнение, поскольку вопросы-то были животрепещущие, не подразумевающие игру.
Слава Семенова закончилась, едва мы подросли. За нами пришли дети слабо представляющие, кто такие пионеры и в чем соль вышибал. Затеяв переиздание «Ябеды-Корябеды» Семенов нещадно убирал контекст, воздух времени. Кроме того, упал уровень образования и вопросы, базирующиеся на элементарных знаниях физики или географии стали «непроханже».
Книжку Семенов выпустил, но ее отнюдь не расхватали.
Последние годы писателю на пенсии пришлось заниматься воспитанием четырех детей.
Вот как объясняет это он сам:
«Не складываются у меня отношения с женами. От первого брака есть еще один сын, слава богу, ему почти 40 лет. Вторая жена ушла от меня, когда маленькой Машеньке было всего 2 года, а Марфуше 3. Просто ни с того ни с сего жена вспомнила, что она моложе меня на 20 лет, и решила пожить для себя. Видится с детьми 2—3 раза в год, хотя живет здесь же, в Москве».
Недавно книги Семенова переизданы.
Искренне надеюсь, что они найдут своего читателя, и связь поколений не прервется.