КиноСоветское кино

Людмила Марченко. Отказать начальнику «Мосфильма» и все потерять

Людмила Марченко была из тех актрис, что «берут» зрителей энергией юности. Кроме того, в определенный, очень короткий момент, она принесла на советский экран новый тип героини, сочетающий романтичную барышню и девчонку с нашего двора.
Марченко с первого раза прошла отборочные туры в Щепкинское и Щукинское училища. Почему же в таком случае она предпочла ВГИК? А потому – что некто из приемной комиссии ясно дал понять: для театральной сцены у Марченко слабый голос. В общем, прямая дорога в кино.

Внешне и по внутренней музыке Марченко чем-то смахивала на Инну Гулая. Симптоматично, что обоим открыл путь в кинематограф Лев Кулиджанов. Он снял 19 – летнюю Марченко в фильме «Отчий дом».
Заметная в свое время картина. Мордюкова… Зубков… Овчинникова… А в главной роли вчерашняя школьница, выглядевшая не хуже мэтров.

На съемках «Отчего дома» Марченко заметил Иван Пырьев, пригласивший ее сыграть главную роль в экранизации Достоевского «Белые ночи».
Главная мужская роль досталась Олегу Стриженову.

Неизвестно, какие планы вынашивал Пырьев насчет молодой актрисы в то время.
Известно другое — Марченко влюбилась в женатого Стриженова и тот ответил ей взаимностью.
Ради него Людмила ушла из отчего дома.
Много повидавшая мать предупредила дочку: «Ты будешь жестоко расплачиваться за свои ошибки!». «За все ошибки расплачусь сама», — ответила девочка, не зная, что Бог порой ловит на словах.

Расплачиваться пришлось быстро.
Буквально через полгода.
Стриженов не собирался уходить из семьи. Марченко сделала подпольный аборт, лишив себя возможности когда либо иметь детей.

И в сей момент активизировался Пырьев, начав активно за Марченко ухаживать. Разница между ними составляла 39 лет.
После того, как жена Пырьева Марина Ладынина написала в ЦК просьбу образумить режиссера, он ушел из семьи (Ладынина vs. Пырьев. Жена против мужа).
В ЦК все же объясниться пришлось. На вопрос: «Зачем развращаете молоденькую актрису? Хотите партбилет положить на стол?» Пырьев ответил: «Я эту женщину люблю. И собираюсь на ней жениться! А если не женюсь — выгоняйте из партии»
Его за слово не притянули. Из партии не выгнали.

Меж тем, Пырьев везде представляет Марченко как свою жену. Людмила старательно отшучивается, но по творческой Москве ползет ком слухов. Марченко переименовывают в «Пырченко».
Людмила не могла сказать категоричное: «Нет!» начальнику «Мосфильма». А на «Да!» язык не поворачивался. Она сказала, что для нее имеет значение мнение семьи. Семья же против брака с человеком на четыре десятилетия старше.  
Малозастенчивый Пырьев отправился просить руку и сердце к родным Марченко. Естественно, был послан.
«Вы на себя в зеркало смотрели? – Спросила мама Людмилы. — Даже я бы в свои 45 лет за вас не пошла!»

«ОТЧИЙ ДОМ»

И Пырьев сделал еще один королевский жест: пробил Марченко квартиру в строящемся для киношников кооперативном доме.
Вот этого брать было не надо! Это уже не цветочки, а ягодки!
Чем думала Марченко, когда в квартире, куда Пырьев приходил, как к себе домой, стала жить гражданским браком с геологом Владимиром Березиным?

Пырьев устроил в едва оборудованной квартире погром.
Дадим слово сестре Людмилы:

«Сестры дома не было. Тогда он взломал дверь и начал погром. Все, что он когда-то привозил любимой из заграничных командировок, полетело в помойные ведра. Потом ревнивец принялся ломать мебель. Нам позвонили испуганные соседи: «Приезжайте, тут Пырьев хулиганит!» — «Ну, так вызовите милицию!» — «Да вы что! Мы же его подчиненные, он нас потом в порошок сотрет…» Так никто и не вмешался. Вернувшись домой, Люда обнаружила полный разгром. Ей на гастроли ехать, а нет ни одной кофты, ни одной юбки, пришлось «занимать» у подруг. На рассказы соседей о том, что день назад тут творил Пырьев, она лишь улыбнулась. Я ей говорю: «Слушай, ты доулыбаешься! Дело кончится плохо. Ты
видишь, какой он псих ненормальный…»

Людмила опять родных не послушалась. Вызывает удивление не реакция Пырьева, а его терпение.
Которое таки лопнуло.
Всесильный режиссер отдал негласный приказ по «Мосфильму»: «Марченко не снимать!» Вахтеры получили инструкцию не пропускать Людмилу через проходную.

ОЛЕГ ДАЛЬ, АНДРЕЙ МИРОНОВ И ЛЮДМИЛА МАРЧЕНКО В ФИЛЬМЕ «МОЙ МЛАДШИЙ БРАТ»

Как у нее обстояли творческие дела перед самым разрывом с Пырьевым?
После нескольких проходных ролей Марченко в компании начинающих Миронова, Збруева и Даля сыграла в экранизации повести Василия Аксенова «Звездный билет». Фильм назывался «Мой младший брат» и чаще всего актрису вспоминают именно в связи с ним.

Говорить о том, что приказ Пырьева сломал актрисе судьбу опрометчиво. На нее свалилось кое-что посерьезнее.
Гражданский муж Березин приревновал Людмилу и набросился на нее с кулаками. Поистине, мужчины были для этой женщины роком.
Марченко доставили в Склиф. Результат побоев был ужасен: лицо актрисы навсегда обезобразили шрамы.
Выходя из палаты, мать Марченко рыдала взахлеб: «Ей ведь только 26 лет!».
Намечалось следствие, которое только потерпевшая смогла остановить. Не пикнув про Березина, Марченко настаивала на автомобильной катастрофе.

«СТРЯПУХА»

Ни о какой совместной жизни с Березиным больше речи быть не могло.
Следующий муж Марченко, администратор «Москонцерта», устраивал ей гастроли по городам и весям с рассказами о бывших когда-то съемках. Он же нашел пластического хирурга. Две операции не спасли, а только ухудшили положение.

«Что мне этот кинематограф дал? Я с изуродованным лицом, без детей, без денег… Лучше бы я воспитательницей в детском саду работала!» — в сердцах сказала Марченко на излете жизни, сполна расплатившись за молодой полет.

Умерла она в 1997 году, в 57 лет.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»