КиноЭто Голливуд!

Лауреат первой церемонии премии «Оскар», потерявший карьеру из-за сотрудничества с фашистами

Эмиль Яннингс (1884-1950) был первым лауреатом премии «Оскар» за лучшую мужскую роль. 

Сыграв в 1919 году французского короля Людовика Пятнадцатого в пышной постановке Эрнста Любича «Мадам Дюбарри» мужчина проснулся знаменитым. Картина имела международный резонанс и тридцатипятилетний актер стал нарасхват. 

За короткое время он воплотил на экране Генриха Восьмого, Дмитрия Карамазова, Дантона, Петра Первого, Отелло, Нерона, Гаруна аль-Рашида, Тартюфа, Мефистофеля. 

Но лучшими ролями Яннингса стали не красочные маски, а старый портье в фильме Мурнау «Последний человек» и убийца жены в «Варьете» Дюпона. 

«ПОСЛЕДНИЙ ЧЕЛОВЕК»

В 1926 Яннингс поехал в Голливуд, где впервые встретился на съемочной площадке с Джозефом фон Штернбергом. Вдвоем они сделали фильм «Последний приказ», где Яннингс сыграл русского генерала, вынужденного подрабатывать в Голливуде статистом. 

Именно за «Последний приказ», а также фильм «Путь всякой плоти» Яннингс отхватил «Оскара».

Как видим, карьера складывалась удачно, и Яннингс не собирался возвращаться в Германию. Но в кино пришел звук, а речь актера была полна невытравимым немецким акцентом. В 1929 с голливудской карьерой было покончено.

Вернувшись Берлин, Яннингс снова оказался в горниле интересной работы. Штернберг экранизировал роман Томаса Манна «Учитель Гнус», получивший название «Голубой ангел». Именно с этой картины начался закат актера и восхождение новой звезды — Марлен Дитрих. 

Съемки шли сложно, ибо Яннингс дебютантку возненавидел.

Позже Дитрих вспоминала:

«Ну, хотя бы главный герой — Эмиль Яннингс, который ненавидел каждого, запирался у себя и просто не приходил на съемку.

Мы ждали в своих гримерных, пока герр Яннингс сможет приступить к работе. Иногда это ожидание длилось два, три часа. Фон Штернбергу, с его умением убеждать, приходилось прилагать немало усилий, чтобы, в конце концов, привести в павильон психопатичного исполнителя главной роли, который просто напрашивался на то, чтобы быть выпоротым плеткой. И когда наконец воцарялся мир, мы приступали к работе.

Яннингс ненавидел меня и предрекал, что я никогда не дождусь успеха, если буду следовать указаниям безумного маньяка фон Штернберга. В ответ на это я рекомендовала ему на самом учтивом немецком языке «убираться к черту».

Я говорила: «Я буду и впредь продолжать работать с фон Штернбергом, следовать его советам, учиться у него, как это делаю сейчас. Вы не имеете права так говорить о нем! Я не очерню вас в его глазах, но я не изменюсь. Несмотря на то, что я только начинаю свой путь в искусстве, а вы — большой артист, я уверена, что я лучше вас — может быть, не как актриса, а как человек!» И я оказалась права. Он был гнус в буквальном смысле слова».

То, что Яннингс оказался в стане фашистов, ничего удивительного нет. Зарубежные рынки оказались для него закрыты. Без работы же сидеть актер не привык. 

Та же Дитрих после успеха «Голубого ангела» мгновенно бежала в Голливуд, где уже обреталась мощная немецкая корпорация: Любич, Уайлдер, Штернберг. Яннингс же оказался прочно привязан к Берлину. 

Отсидеться в тишине было нельзя. Супруга Яннингса актриса Ханна Ральф отказалась от сотрудничества с Третьим Рейхом и была лишена сцены вплоть до конца войны. С Яннингсом ей также пришлось развестись. 

И Яннингс свой выбор сделал.

Нацистская верхушка пиарила актера, как могла. Его фотографии то и дело появлялись на газетных страницах рядом с министром пропаганды Геббельсом. Тот назвал Яннингса «артистом государства». 

В 1936 Яннингс стал председателем наблюдательного совета киностудии «Тобис». 

Играл он в эти годы относительно нейтральный материал славного германского прошлого: ученого Коха, прусского короля Фридриха Вильгельма Первого, Бисмарка. 

Самым громким проектом актера государства стал антибританский фильм «Дядюшка Крюгер» (Яннингс не только исполнил главную роль, но и выступил продюсером). Фильм стоил свыше 5 миллионов рейхсмарок, заняв нишу одной из самых дорогих постановок фашистской Германии. 

О нейтральности «Дядюшки Крюгера», кстати, свидетельствует тот факт, что фильм под названием «Трансвааль в огне» спокойно побывал в советском прокате.

В РОЛИ ФРИДРИХА ВЕЛИКОГО (ФИЛЬМ «СТАРЫЙ И МОЛОДОЙ КОРОЛЬ»)

Когда фашизм пал для Яннингса настали нелегкие времена. Со статуэткой «Оскара» он таскался по киностудиям, умоляя дать работу. Везде следовал отказ. 

Мало того, актера заставили пройти денацификацию, подробно рассказав о сотрудничестве с фашистами. Слава Богу, хоть суду не предали.

В последние годы Яннингсу пришлось запереться от людей на своей вилле.

В 2004 родной город актера Роршах решил открыть на центральной площади его звезду. После торжественной церемонии вспомнили о сотрудничестве с фашистским режимом. 

Звезда не просуществовала и недели.

Ее сняли…

А фильмы актера до сих пор пересматривают во всех киноуниверситетах мира.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»