Ирине Асмус Бог дал много. А отобрал все и сразу.
Сколь разносторонне талантлива была эта актриса, свидетельствует следующий факт: долгое время Асмус не могла определиться с направлением актерского призвания. Театр, цирк и балет, разные вещи. Только не для нее. Потому что Асмус хотела и могла все.
Сперва Ирина поставила на балет. Приемная комиссия Хореографического училища Большого Театра склонялась допустить Асмус к учебе. Смущал только ее маленький рост.
Асмус предупредили: будете танцевать, но примой не станете никогда.
Это девочку не устраивало.
Тогда цирк!
И Асмус поступила в Государственное училище циркового и эстрадного искусства.
Во время учебы сыграла у Роу в фильме «Новые похождения Кота в сапогах».
Дальнейшая работа в кино не задалась. Можно выделить разве что роль Лизы Калачевой в телеспектакле «Двенадцать стульев».
Зато несколько документальных фильмов было создано о самой Ирине.
Через несколько лет после окончания училища Асмус получила от судьбы первое предупреждение.
Работу на манеже она начинала как эквилибрист на першах. Одна из тренировок привела к травме несовместимой с выступлениями.
Совершив еще один кульбит, Асмус оказалась на сцене Театра имени В. Ф. Комиссаржевской. Из труппы ушла Алиса Фрейндлих, и Асмус пригласили на ее репертуар. А это (на минуточку) и Золушка, и Джульетта.
Но Асмус трезво оценивала театральные перспективы. Вот все дал Бог, кроме роста. Золушка и Джульетта амплуа главной героини, но Ирина их получила как «травести». Долго ли будет так фартить?
Ирина решает вернуться в цирк, попробовать себя в качестве клоунессы. В мире мало успешных клоунов, выступающих соло. А уж клоунесс…
Асмус взяла псевдоним Ириска.
Самый известный ее номер назывался «Да будет свет!». Эдакая вариация «Солнечного лучика» Олега Попова. Ириска погружала зал в темноту, залихватски дуя на прожекторы. В итоге под вой вьюги оставался лишь свет единственной свечи, в котором виднелась съежившаяся фигурка. Но и свечка готова была погаснуть и тогда Ириска согревала огонек дыханием, заставляя постепенно цирк зажигать огни.
Всесоюзную славу Ириске принесло участие в телепередаче «АБВГДЕЙКа».
В рамках «АБВГДЕЙКи» Ириска уступала в популярности разве что Клёпе. В Ташкенте даже был случай, когда дети собрались под окнами гостиницы, где остановилась артистка и давай скандировать: «Ириска! Ириска!». Актриса вышла на балкон и послала всех ребят… в школу. С обязательством показать на обратном пути дневники.
И что вы думаете? Через пять часов у гостиницы выстроилась очередь отличников и не очень с дневниками.
Семейная жизнь клоунессы никогда не была легкой. Брак с первым мужем, актером Александром Хочинским (это он играл в «Бумбараше» гулевого человека, поющего «Журавль по небу летит…»), распался. О втором муже не знает ничего даже сын актрисы Андрей (а ведь то его папа). Третий супруг Михаил Сычев тоже был связан с цирком. Он стал ассистентом Ириски и усыновил мальчика.
С мальчиком начались проблемы. Вот что рассказывал Сычев:
«В то, что Андрей употребляет наркотические смеси, Ира долго не могла поверить. Все началось в 1982 году. Я увидел дома пустые гильзы от папирос. Стало ясно, что он что-то курит вместо табака, затем перешел на какие-то таблетки. Андрей ушел из дома, жил у своих знакомых, в общем, стал меня избегать. Однажды его друзья, которые тоже страдали зависимостью, обокрали нашу квартиру: вынесли аппаратуру, деньги и драгоценности»
Казалось, семья вздохнула с облегчением, когда юношу забрали в армию. Но тут вдруг взбрыкнул Сычев, решивший развестись. И как прорвало: Ирину без объяснения причин заменили в «АБВГДЕЙКе» на другую исполнительницу. В Гомеле же, куда клоунесса отправилась с цирком на гастроли, объявили, что в ожидаемое заграничное турне ее не берут.
Кстати, не исключено, что на роковые гастроли в Гомель клоунесса напросилась. Это была возможность навестить сына, который служил в окрестностях города. В результате он и сопровождал гроб с телом матери в Ленинград.
Трагедия случилась 15 марта 1986 года.
Вот что рассказывает один из очевидцев Юрий Осипов:
«Ириску поднимали под купол на шейной петле. Трюк эффектный: она держит во рту «зубник», а потом во время подъема вращается вокруг оси. И на самом верху вдруг сломалась машинка вращения — в металле оказался брак. Ириска упала на арену с восьмиметровой высоты и умерла прямо на глазах обожающей ее ребятни».
Эта реприза называлась «Старушка на абажуре».
Сразу начали искать крайних. Проведенное расследование констатировало факт трагедии, в результате «брака металла». Крайними назначили циркового инженера и инспектора манежа. Инженер получил два года условно, инспектор условных полтора.
Это были именно крайние, поскольку следствие выявило, что вина за происшедшее лежит на самой артистке.
По технике безопасности именно она должна была проверять оборудование перед каждым выступлением.
И уж конечно Ирина не имела прав демонстрировать опасный трюк без страховочного троса. А она трос отстегнула, дабы не стеснять движений.
Судья отметил, что трагедия могла произойти в цирках Ленинграда, Минска, Днепропетровска, да в любом городе, где выступала Асмус. Оборудование она почти не проверяла, а страховочный пояс частенько откидывала.
Остается добавить, что Ирискина машинка для вращения после ее гибели была для использования в цирке запрещена.