ХОД ЮМАШЕВА В СЕМЬЮ ЕЛЬЦИНА
Кто нынче помнит, что зять Ельцина Валентин Юмашев не только подвизался в журналистике, но и был подающим надежды сценаристом?
Что именно сценарная деятельность помогла ему близко подойти к главной семье страны?
Начинал Юмашев в «Комсомолке», где редакторствовал в популярной рубрике «Алый парус». В 1987 перешел в перестроечный «Огонек».
Писал Юмашев (тогда во всяком случае) неплохо, а, главное, чувствовал куда разворачивается лодка времени. Именно поэтому на него вышли деятели из Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ), предложив сделать что-нибудь для них. Юмашев написал несколько заявок.
Все они пошли в дело, журналистский подход помог.
Первой увидела свет документашка «Хау ду ю ду» (1988; режиссер Сергей Баранов), затрагивающая и сейчас смотрибельную, а тогда просто крышесносящую тему проституции.
«Хау ду ю ду» оказалась фильмом того же посыла (вот уж не знаю, невольного ли), что и «Интердевочка» Тодоровского. Обе картины, несмотря на моральные выкладки, стремную профессию если не романтизируют, то делают привлекательной. Девица в косметической маске исповедуется остающемуся за кадром Юмашеву, что не может, не хочет и не будет жить на сто рублей в месяц. И действительно это мало кому хочется.
Акценты в не привыкших к анализу зрительских головах смещаются, поскольку и Тодоровский, и Юмашев показывают рабочим местом героинь не площадь трех вокзалов, а сияющий пятачок возле «Националя».
Даже сюжет о бабочке, попавшей в тюрьму за спекуляцию валютой, не может испугать желающих за валюту продаться, тем паче «Хау ду ю ду» достаточно агрессивно внедряет мысль, что продаются все. Вот нам показывают гостиничных швейцаров, которые бают, как борются с проститутками, а следом идет комментарий бабочки, — швейцаров, отказавшихся от сунутых в лап деньги, она сроду не встречала.
Проституция воспринимается Юмашевым, как альтернатива унылому совковому быту. На эту идею работает и эпизод с абитуриентками театрального вуза, которые шпарят перед приемной комиссией, где выделяется Юрий Катин-Ярцев, монолог Наташи Ростовой. Эти девочки тоже не хотят жить на сто рублей в месяц, стремясь к жизни яркой. Не поступив в вуз, идут ярчить на панель. Таким образом актриса и проститутка становятся двумя полюсами возможности жизни на полную катушку.
Окончательные акценты «В СССР скучно жить» ставят социальные песни, распеваемые Петром Мамоновым.
Одновременно с «Хау ду ю ду» вышел «Хор в одиночку» (1988; Константин Арцеулов; Геннадий Попов), констатирующий начало конца актуальности культуры андеграунда. Константин Никольский представлен там музыкантом, которого никто не помнит. Дюша Романов жалуется на кризис среднего возраста. Оба прогуливаются за ручку с сыновьями и костерят цензуру. Цензуру же костерят и Митьки.
За кадром от автора звучит голос режиссера Басова-младшего. Он появится воочью, дабы навестить могилу сына режиссера Данелии, который, оказывается, — вот сюрприз так сюрприз, — тоже замучен цензурой.
Юмашев оказался прав, — культура андеграунда уходила. Непроговоренный в фильме парадокс заключается в том, что уходила она, в немалой степени, из-за рухнувшего института цензуры, лишившись прелести запрета и сладости борьбы.
Открытием для меня стал фильм Юмашева «Карьера» (1989; Геннадий Попов).
Долгие годы держал я в памяти статью «Комсомольской правды» «Считался гордостью школы» (не Юмашев ли ее написал?), о любимчике учителей, убившем соседку-ровесницу. Убийство отличалось особым цинизмом. В один не прекрасный день мальчик предложил девочке выйти за пределы просто дружбы. Девочка отвесила пощечину. Мальчик ее избил. Пришел домой, подумал, понял, — все достигнутое находится на грани провала. Вернулся как бы попросить прощения и убил.
Эту статью нам зачитали на сборе пионерской дружины и тогда я не понял, — зачем? Но кровавыми подробностями поразился. Долгие годы мечтал найти хоть отголосок дела, прогремевшего на весь Союз.
Так вот, фильм «Карьера» как раз о деле Бориса Фоменко, — так звали негодяя. При просмотре стало понятно, на кой ляд прочитали эту статью вступающим в жизнь семиклассникам. Я пропустил главный ее мессидж — парень был не просто отличником, а комсомольским активистом и райком защищал его до последнего.
В «Карьере» показан следователь, не жалеющий для убийцы отрицательных характеристик (жестокий мальчик, выкручивал руки школьникам младших классов, заставляя петь комсомольские песни) и сам Фоменко, ужас преступления которого никто не отменял, но сейчас закрадывается мысль, что его процесс сделали показательным, демонстрируя гнилость комсомольской системы, добавляя песочку в «ЧП районного масштаба».
В контакт с Ельциным Юмашев вошел благодаря связям с ЦСДФ. Ельцин находился в опале. «Огонек» уклонился от печатания его интервью и Юмашев задумал снять фильм.
Он предложил режиссеру Геннадию Попову делать картину не по запущенному студией сценарию, а истратить дефицитную пленку на опального политика. Ну и пошло — съемки на митингах, у Бориса Николаевича дома, в автомобиле.
Картина «Борис Ельцин. Портрет на фоне борьбы» (1989; Геннадий Попов) показала харизматичного, сильного, а, главное, народного лидера. Камера зафиксировала беспрецедентную поддержку Бориса Николаевича, весь тот народный энтузиазм, который всего через пару лет сменился, мягко говоря, неприязнью.
А Юмашев на ЦСДФ больше не работал, перейдя на другой, совсем другой уровень.