КиноСоветское кино

ГДЕ СНИМАЛАСЬ ПЕРВАЯ ЖЕНА ИННОКЕНТИЯ СМОКТУНОВСКОГО?

11 апреля ушла из жизни Римма Быкова (1926-2008), актриса, которую театр жаловал больше, чем кино, почему и помнят ее немногие.

А жаль… 

За свою жизнь Римма поменяла много театров, начав играть вдалеке от столиц. Завязка драмы, благодаря которой актриса нет-нет да попадет на полосы нынешних СМИ, наметилась в Махачкале. Римма пребывала в труппе тамошнего театра, да еще вышла замуж за коллегу. 

Спокойная жизнь закончилась, когда в театр пришел молодой, ни фига не знаменитый артист Иннокентий Смоктуновский. Возник любовный треугольник, который Римма разрубила, разведясь с мужем и вступив в новый брак.

СМОКТУНОВСКИЙ И БЫКОВА
СМОКТУНОВСКИЙ И БЫКОВА

На тот момент Римма котировалась куда выше Иннокентия. Именно ее начал переманивать в Сталинградский драмтеатр режиссер Фирс Шишигин. Соглашаясь на все условия Риммы, Шишигин взял в труппу и Смоктуновского, не особо сильно скрывая, что делает это по ее просьбе.

С главрежем отношения у Смоктуновского не сложились, а скоро и с женой пошел разлад. Заполыхали достоевские страсти. 

Памятуя, что Римма ушла к нему от законного супруга, а значит, особой верности ждать от нее не приходится, Смоктуновский бешено ревновал. На его глазах история повторялась – Быкова завела роман с молодым артистом. Не выдержав пытки Смоктуновский на одной из репетиций публично обругал жену черными словами, а дома изрезал ножницами ее выходные платья. 

Нашла коса на камень. Римма не собиралась сдавать позиции, доведя мужа и любовника до драки. Главреж Шишигин поставил условие: один из семьи должен уволиться.

"ДЕЛО РУМЯНЦЕВА"
«ДЕЛО РУМЯНЦЕВА»

Судя по датам, супруги уволились вместе и вместе отправились покорять Москву. Но там их пути разошлись. Смоктуновский проработал в театре Ленкома пару месяцев. Быкова продержалась на тамошней сцене десять лет. Последовал развод.

В 1965 Быкова перешла в театр Станиславского, где сделала неплохую карьеру. В последние годы выходила на сцену «Сферы».

А с кино получилось так. 

"ДНЕВНОЙ ПОЕЗД"
«ДНЕВНОЙ ПОЕЗД»

Едва очутившись в столице, Быкова снялась в двух заметных картинах: «Дело Румянцева» и «Чужая родня». Неудачно снялась, даже в титры не попала. 

Только в 1976 году режиссер Инесса Селезнева вытащила Римму на широкой экран, к зрителю. В мелодраме «Дневной поезд» (1976) Быкова сыграла актрису-травести, которая на пенсии подрабатывает машинисткой и пытается устроить личное счастье дочери. «Дневной поезд» вообще один из лучших советских фильмов 1970-ых, с их внешним благополучием и внутренним неустройством. Тут прекрасны спокойная, ироничная Маргарита Терехова и прячущий за насмешками цинизм Валентин Гафт, но даже они, имхо, не могут забить придерживающую суетливость, напоминая себе, что она не на сцене, героиню Быковой. Когда она выпадает из сюжета, подспудно ждешь, когда снова появится.

Кстати, у Быковой оказался узнаваемый голос, как у Смоктуновского. Чуть нездешний. Самой судьбой ей было доверено играть блаженных старух и жаль, что делала она это в кино нечасто.

"ОСЕННЯЯ ИСТОРИЯ"
«ОСЕННЯЯ ИСТОРИЯ»

В 1979 Селезнева пригласила Быкову в фильм «Осенняя история». Там рассказывалось как травят и заставляют уволиться из школы старенькую учительницу литературы. Изначально «Осенняя история» интересна и реалистична настолько, что поневоле поражаешься — неужели подобное смогла закрутить автор скучной до зевоты «Жизни Ленина» Прилежаева? Потом вспоминаешь, — а ведь Прилежаева сама педагог; первый ее бестселлер «Юность Маши Строговой» рассказывал о начале карьеры учительницы во время войны. Закономерно ведь закончить историю энтузиастки Маши Строговой повестью «Осень», где героиня отработала свое и вынуждена против желания оставить любимое дело. 

Но в финале акценты расставлены по канонам соцреализма, — все довольны; недоразумение разрешилось; да, в нашем обществе попадаются лизоблюды, но с каждым годом их становится меньше, а скоро не будет совсем. Ошибочка здесь в констатации индивидуальных недостатков, между тем как порочна сама система, выстраиваемая двуногими особями.

В «Осенней истории» есть что играть Михаилу Данилову (директор школы, вынужденный травить подчиненную), Майе Булгаковой (учительница – интриганка), а вот Римме Быковой (уволенная учительница) играть нечего. Ее характер однопланов и непонятно за какие заслуги школьники чтут старую деву, коя детским голоском глаголет прописные истины. Вот взять похожую героиню Евгении Ханаевой из «Розыгрыша», какая дьявольская разница! За Ханаевой чувствуется несгибаемый характер, за героиней Быковой откровенная слабость.

КОГДА ПРОИСХОДИТ ДЕЙСТВИЕ? ЭТО МАРИЯ УЛЬЯНОВА? НЕТ, УЧИТЕЛЬНИЦА 1970-ЫХ
КОГДА ПРОИСХОДИТ ДЕЙСТВИЕ? ЭТО МАРИЯ УЛЬЯНОВА? НЕТ, УЧИТЕЛЬНИЦА 1970-ЫХ

Больше по настоящему заметных ролей в кино Быкова не сыграла, ее призванием был театр.

Еще раз повторимся, — жаль…

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Проверьте также
Закрыть
Кнопка «Наверх»