Время Таисии Калинченко — первая половина 1970-ых.
На поверхность студентку Ленинградской консерватории вытащил конкурс молодых дарований «Весенний ключ», организованный журналом «Смена». Фото победительницы украсило обложку журнала. Таисию взяло в оборот Ленинградское телевидение. Ее пригласили работать в Ленконцерт.
Награды посыпались дождиком. Калинченко стала лауреатом всесоюзных конкурсов советской и комсомольской песни, дипломантом «Красной гвоздики».
Все было прекрасно, кроме, собственно, репертуара. Зритель никак не мог идентифицировать Таисию. Не хватало маркерной песни, пока композитор Игорь Цветков не предложил ей «Золушку».
Эксклюзивных прав на эту песню у Калинченко не было. «Золушку» перепела Людмила Сенчина. Почему слушатель связал эту песню с ней, а не с Калинченко, я не понимаю, для меня приоритет не очевиден.
Таисия говорила:
«Конфликта не было, но было неприятно. Так все хорошо у меня складывалось, и вдруг такая история. Непривычная… Конечно, мне было обидно, но никогда нигде ни единым словом я об этом не обмолвилась. А прошло время, и я поняла, как удачно получилось. Выиграла песня! Наверное, она и живет так долго потому, что пели ее и я, и Люся. Когда пришло время конкурса «Песня года-73», редакторы позвонили Цветкову и спросили, кого бы он из нас двоих хотел видеть в финале. Игорь назвал меня. И в финале пела я. Так что какие к Сенчиной могут быть претензии? Мы с Людмилой Петровной в хороших отношениях».
Засветилась Калинченко и в следующей «Песне года», в 1974. Но песня «Крестики-нолики» с которой она выступила, хитом стать никак не могла. Ее содержание с головой выдает строчка: «Вот и вся история, нет в ней ничего…». Удивительно ли, что эту песню у Таисии никто увести не пытался.
Калинченко как-то шла мимо популярного репертуара. Может, душа ее жаждала музыки серьезной? Вместе с Эдуардом Хилем Калинченко исполнила вокально-симфоническую поэму Валерия Гаврилина «Военные письма». Напела детский цикл на стихи Хармса. Постепенно певица дрейфовала к старинным романсам. У нее была своя публика, жаль не массовая.
А еще Калинченко не делала из профессии фетиша, ко всему относясь спокойно. Отвечая на вопрос журнала «Смена» об эстрадных долгожителях Кобзоне и Гурченко она констатировала:
«Иосиф Давыдович и Людмила Марковна — очень энергичные люди. Я не такая. Они не могут жить без своей профессии. Я, представьте, могу. В жизни так много интересного… Я люблю книги, музыку, стихи. Люблю свою семью, своих студентов».
С кинематографом, начавшись замечательно, роман певицы тоже не сложился. Калинченко пела за кадром таких картин как «Чудак из пятого «Б», «Мой добрый папа». Именно Таисия исполнила все партии главной героини в экранизации водевиля «Лев Гурыч Синичкин».
В 1975 году Калинченко получила одну из главных ролей в четырехсерийном телевизионном фильме Петра Фоменко «На всю оставшуюся жизнь…». Она сыграла медсестру санитарного поезда Лену Огородникову. Песня, которая дала название фильму вошла в репертуар Калинченко, став ее визитной карточкой.
К сожалению, на этом кинокарьера Калинченко завершилась. Она не прошла пробы в фильм «Вторая попытка Виктора Крохина», роль отдали Гурченко. Таисия решила сосредоточиться на эстраде.
22 года она пела от Ленконцерта, а когда эта славная организация почила в бозе, пришлось выступать в ресторане.
Калинченко все же счастливый человек, поскольку рассуждает мудро и достойно.
«Ну так на профессии свет клином не сошелся. Конечно, бывают фанаты-ученые, фанаты-писатели, но…
Эстрада – это молодость. Люди на эстраде не могут долго петь, особенно женщины. Пожилая на сцене никому не интересна. Это в опере еще можно. Я это обдумала, начала себя уговаривать. И как-то стала легче относиться к тому, что у меня меньше работы».
Мне по прежнему жалко, что Таисия Калинченко спела и сыграла меньше, чем могла по таланту и способностям.
Однако, свой след в искусстве она оставила.
И немалый.