КиноСоветское кино

Серийные сыщики советского кино

5 октября отмечается день работников УГРО. 

Пользуясь случаем, вспомним наше славное прошлое в виде серийных киногероев – сыскарей.

Рассматриваем только фильмы СССР и только серийных сыщиков, которые работали в системе советской милиции (потому не надо вспоминать Шерлока Холмса, сколь бы прекрасен он не был). 

Не будем рассматривать героев какой-нибудь трехсерийной эпопеи, посвященной расследованию одного дела и созданной по одному роману. Это один фильм, а не серия.

Серийный герой это герой нескольких разных картин или эпопеи, включающей расследования совершенно разных дел (как, скажем, «Рожденная революцией»).

Поехали!

И сразу обнаружим следующее — среди серийных сыщиков очень много стариков. Адепты падения СССР сразу же могут списать это на дряхлость системы, хотя дело, думается, в другом. 

Старик мудр. 

ФЕДОР АНИСКИН

Кто придумал: Виль Липатов (Почему пил автор, придумавший участкового Анискина?)

Кто исполнил: Михаил Жаров.

В каких фильмах: «Деревенский детектив»; «Анискин и Фантомас»; «И снова Анискин». 

Общая характеристика: Последний всплеск таланта Михаила Жарова, прощание уходящей натуры со зрителями. Патриархальный, добрый, чувствующий ответственность за все дед задумывался как ирония над детективным жанром с его культом суперменства. В «Деревенском детективе» Анискин расследует пропажу… аккордеона, о чем тут еще можно говорить. 

Но талант Жарова оказался настолько органичен, что побил иронию правдой жизни и с высоты сегодняшних времен приключения Анискина воспринимаются как рассказ о переполохе в раю, где только и дел, что аккордеоны искать да преступления на кошек сваливать.

Самым крутым был второй фильм трилогии «Анискин и Фантомас», где киномеханик с помощью зарубежного кина подстрекал мальчишек на ограбление инкассаторской машины (КИНОМЕХАНИКИ СОВЕТСКОГО КИНО). Благодушный Жаров проводил расследование без погонь и перестрелок, включая простую психологию и знание подноготной каждого жителя своего участка. Такой домашний сыщик, уважаемый даже хулиганьем. 

ВАСИЛИЙ СЕРЕЖКИН

Кто придумал: Борис Можаев.

Кто сыграл: Валерий Золотухин.

В каких фильмах: «Хозяин тайги»; «Пропажа свидетеля»; «Предварительное расследование».

Общая характеристика: Одновременно с Анискиным появилась его молодая, более мобильная версия. Участковый Сережкин, единственный представитель закона на сотни километров тайги, имел дело с таким контингентом как лесосплавщики, бывшие зэки, пришлые люди, но относился ко всем с добродушием и желанием добиться истины. В каждой картине у него новое место работы, участкового перебрасывают туда-сюда. 

Выходец из народа, любящий выхлебать жбан молока под восхищенный взгляд жены, и спеть песню «Ой, мороз, мороз», полюбился зрителям настолько, что они потребовали продолжения. 

Но после триумфального «Хозяина тайги» остальные два фильма прошли малозамеченными. 

ИВАН ЗОРИН

Кто придумал: Владимир Кузнецов.

Кто сыграл: Всеволод Санаев.

В каких фильмах: «Возвращение «Святого Луки»; «Черный принц»; «Версия полковника Зорина».

Общая характеристика: Зорин более чем Анискин тяготеет к основному прообразу всех сыщиков, которым пора на пенсию — комиссару Мегрэ. Он тих, спокоен, въедлив, не любит распространяться о своих выводах, очень внимателен и видно, что прожил нелегкую жизнь, где была война и работа, работа, работа. Составив картину преступления, Зорин вываливает ее в финале, разоблачая конгломерат ублюдков. Он не очень любит шутить, в отличие от балагура Анискина, а также сознает, что шушера его боится.

Лучшим фильмом с участием Зорина стал первый — «Возвращение «Святого Луки». Собственно, продолжения никто не планировал, но вал зрительских писем потребовал вернуть Зорина на экран. Возвращение вышло не ахти, на фильм «Черный принц» пожалели даже цветную пленку, хотя детективная составляющая там была на уровне. Третий фильм стал последней картиной о Зорине.

НИКОЛАЙ КОНДРАТЬЕВ

Кто придумал: Гелий Рябов и Алексей Нагорный.

Кто сыграл: Евгений Жариков.

В каких фильмах: Телесериал «Рожденная революцией» (1974-1977).

Общая характеристика: Николай Кондратьев прошел нелегкий исторический путь МУРа с момента основания в 1917 до брежневских сытых времен с ликвидацией последних (как наивно полагалось) недобитков. Через весь фильм пройдет его любовь к жене Маше, убитой бандитами в поезде. Кондратьев поймает Леньку Пантлеева, будет участвовать в коллективизации и войне, найдет убийц жены. Постепенно старея, на закате карьеры займется передачей опыта молодежи. 

Достойный путь и его завершение. 

ВЛАДИМИР ШАРАПОВ

Кто придумал: Аркадий и Георгий Вайнеры.

Кто сыграл и в каких фильмах: Георгий Жженов («Лекарство против страха»); Владимир Конкин («Место встречи изменить нельзя»); Николай Засухин («Гонки по вертикали»).

Общая характеристика: Еще один пример а-ля Кондратьев, правда, с оставлением вех славной биографии за кадром. 

Всем известен молодой Шарапов Конкина, борющийся с бандой «Черная кошка», меж тем, как в большинстве романов братьев Вайнеров действие происходит в 1970-ых, где Шарапов берет на себя роль усталого мудрого начальника следователя Тихонова. Как правило, он дает карт-бланш на дополнительное расследование, покрывает мелкие огрехи подчиненного и трудно поверить, что именно к нему была обращена задорная реплика Жеглова: «Ну и рожа у тебя, Шарапов»; что именно он, метался по Москве, собирая доказательства невиновности Груздева и внедрялся в банду. Шарапов опустился до резонера, бога из машины, не потеряв, впрочем, человеческих качеств.

СТАНИСЛАВ ТИХОНОВ

Кто придумал: Аркадий и Георгий Вайнеры.

Кто сыграл и в каких фильмах: Александр Фатюшин («Лекарство против страха»); Михаил Чигарев («Город принял»); Андрей Мягков («Гонки по вертикали»); Сергей Шакуров («Визит к Минотавру»).

Общая характеристика: Не помню, к сожалению, фильма «Город принял», а так Фатюшин самый суперменистый из Тихоновых; Мягков наиболее едкий, одинокий и неудобный; Шакуров сочетает тонкость и язвительность. Тихонов Вайнеров именно следак, воспринимающий преступление вызовом на дуэль и противостоят ему не менее умные, надорванные ребята достоевского склада, «право имеющие». Работа забирает Тихонова так, что личной жизни не остается, хотя вокруг вертятся разные дамы в возрасте. Он может часами сидеть в архиве, но не прочь и погоняться за преступниками лично.

Наиболее крутым мне представляется «Визит к Минотавру», который портили бы (не будь игры Плятта) интеллигентные штучки с экскурсом в прошлое, мы, мол, не просто детектив, мы про серьезное. Лишнее это, право слово. И так что хотели сказали о творческих судьбах, сломанных жаждой быстрого успеха и денег. 

Что касается молодых сыщиков, то, как правило, это энергичные ребята, взращенные оттепелью.

АЛЕКСАНДР АЛЕШИН

Кто придумал: Борис Чирсков, Эдгар Дубровский, Герберт Раппопорт.

Кто сыграл: Александр Збруев.

В каких фильмах: «Два билета на дневной сеанс»; «Круг», «Меня это не касается».

Общая характеристика: Двигателем фильмов про молодого сотрудника ОБХСС, который не только высчитывает финансовые бумажки, но имеет дело с уголовниками, выступил режиссер Герберт Раппопорт. «Два билета на дневной сеанс» стал хитом, явив повзрослевшего юношу с звездным билетом в исполнении Александра Збруева. Московский, озорной парень вынужден бороться с преступностью на грани провала, где ставка жизнь. Фишкой Алешина является расследование именно финансовых преступлений, откуда до пистолетных выстрелов четыре шага. 

В продолжениях приключений Алешина Збруев уже не так легок и изящен (между первой и последней картиной пролетело без малого десятилетие). 

Интрига во всех фильмах трилогии закручена на достойном уровне, а вот воздуха времени, как в «Двух билетах на дневной сеанс», в «Круге» и «Меня это не касается» нет.

ЗнаТоКи (Знаменский, Томин, Кибрит)

Кто придумал: Ольга и Александр Лавровы.

Кто сыграл: Георгий Мартынюк (Павел Знаменский); Леонид Каневский (Александр Томин); Эльза Леждей (Зинаида Кибрит).

В каких фильмах: Сериал «Следствие ведут ЗнаТоКи» включал 22 дела и выходил с 1971 по 1989 год

Общая характеристика: Три героя четко распределили функции. Знаменский – совесть и мозги. Томин – ноги. Кибрит – наука. Пока положительный Пал Палыч допрашивает подследственных, пытаясь залезть к ним в душу, живчик Томин бегает по городу, собирая улики, а Зиночка Кибрит эти улики подвергает экспертизам. ЗнаТоКам подыгрывали неплохие актеры, чего стоит Менглет в деле про мусорную свалку, или Петр Щербаков в деле «До третьего выстрела», или Леонид Марков в «Побеге». Прибавьте дефицит детективного жанра в СССР и получите сериал рвущий эфир на протяжении 1970-ых (говорят), и спокойно посматриваемый в 1980-ые (насколько помню). Только дело «Бумеранг», где Андрей Харитонов сыграл образцового подонка, как-то обсуждалось в нашей среде, остальные дела проходили фоном. 

ВИТАЛИЙ ЛОСЕВ

Кто придумал: Аркадий Адамов

Кто сыграл: Юрий Шлыков

В каких фильмах: «Инспектор Лосев»; «Петля».

Общая характеристика: Куда же без главного героя Аркадия Адамова, короля советских тиражей? Лучшая экранизация его прозы, конечно, «Дело пестрых», а «Инспектор Лосев» не выстрелил, поскольку снимать об этом сыщике НТРовце, кибернетике, с жаждой жизни и справедливости надо было в 1960-ые, когда Адамов его придумал. Поздние романы о Лосеве и его коллегах Цветкове и Откаленко грешат скорописью, схематизмом, видно, что автор устал, утратил кураж и воздух времени. Помещенный в реалии 1980-ых Лосев утратил обаяние напрочь и, хотя трехсерийку о его приключениях часто гоняют по телевизору, фактом общественной жизни она не стала. 

В продолжении «Петля» (тоже три серии) Лосева по сюжету убивают, выводя на первый план сыщика в исполнении Леонида Филатова и это уже другой герой. «Петля» вышла, кстати, поинтереснее, мрачнее, видно, что у Адамова еще был потенциал и неизвестно, что мог бы он сработать, столкнувшись с новым, страшным материалом «крутых девяностых». 

ЛЕВ ГУРОВ

ЛЕВ ПРЫГУНОВ (КРАЙНИЙ СПРАВА) В РОЛИ СЫЩИКА ГУРОВА
ЛЕВ ПРЫГУНОВ (КРАЙНИЙ СПРАВА) В РОЛИ СЫЩИКА ГУРОВА

Кто придумал: Николай Леонов.

Кто сыграл и в каких фильмах: Валерий Хромушкин («Ипподром»); Лев Прыгунов («Выстрел в спину»); Владимир Антоник («Коррупция»).

Общая характеристика: Не знаю, какую трансформацию претерпел герой Николая Леонова сыщик Гуров в новейшее время, а начинал он, как вполне задорный парень, герой комсомольского состава. В «Выстреле в спину», вегетарианском расследовании преступления в писательской среде, его играл «Бонивур» Лев Прыгунов, явно претендуя на героя нового времени, что под социальные песни и пули избежит и девушку получит. 

Но вместе со временем Гуров начал суроветь, Леонов гнать листаж и какое-никакое, а профессиональное повествование о сыщике Гурове, быстро выродилось в рыночное. 

ПОДПОЛКОВНИК КОРНИЛОВ

АНАТОЛИЙ КУЗНЕЦОВ В РОЛИ ПОДПОЛКОВНИКА КОРНИЛОВА
АНАТОЛИЙ КУЗНЕЦОВ В РОЛИ ПОДПОЛКОВНИКА КОРНИЛОВА

Кто придумал: Сергей Высоцкий

Кто играл и в каких фильмах: Юрий Яковлев («Три ненастных дня»); Василий Корзун (Крутой поворот»); Эрнст Романов («Пропавшие среди живых»); Анатолий Кузнецов («Пять минут страха»); Петр Вельяминов («Среда обитания»)

Общая характеристика: Увы, ничего не могу сказать, ибо хотя какие-то из перечисленных фильмов видел, но решительно их не помню.

Упоминаю просто для полноты списка.

Также оставляю за рамками героев Юлиана Семенова Алексея Садчикова (Георгий Юматов), Владислава Костенко (Василий Лановой) и Валентина Рослякова (Евгений Герасимов) из дилогии «Петровка, 38» и «Огарева, 6», которую никогда не мог досмотреть до конца.

Таковы мои кандидаты в серийные сыщики советского кино.

Кидайте ваши кандидатуры, может, я чего поправлю.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»