ЖЕНЩИНА, ПОСЛАВШАЯ ВСЕХ В СТРАНУ НЕВЫУЧЕННЫХ УРОКОВ
Лия Гераскина не дожила до своего столетия всего семь месяцев (1910-2010) и уходила из мира вполне успокоенная, сознавая, что писательский свой долг выполнила. Только в 2010 ее повесть «В стране невыученных уроков» вышла четырьмя изданиями.
Гераскина была плоть от плоти своего времени. От литературного забвения спасли ее три обстоятельства: Гераскина работала для детей, не чуралась жанра сказки и прожила долго.
Закончив школу, Лия вышла замуж за ведущего специалиста по электростанциям, поехав вслед за ним сначала в Магнитогорск, потом в Солнечногорск, потом в Глазов. Только в 1938 удалось осесть в Красноярске, где Лия быстро выбилась в газетные спецкоры.
В войну она возглавляла детскую техническую станцию, много возилась с эвакуированными детьми, накапливая педагогический опыт.
Первой славы Гераскина добилась пьесой «Аттестат зрелости». Наряду с похожим «шедевром» пьесой Михалкова «Красный галстук» «Аттестат зрелости» разоблачал индивидуализм, подразумевая, что даже самый одаренный школьник должен ориентироваться на коллектив. Естественно, пьеса пришлась ко двору, ее ставили чуть ли не все ТЮЗы страны.
В 1954 вышла экранизация «Аттестата зрелости», предпринятая Татьяной Лукашевич. В роли хамоватого индивидуалиста Валентина Листовского дебютировал Василий Лановой. Кроме того эта картина стала первой работой в кино для Владимира Земляникина, Льва Борисова и… сына Гераскиной Виктора. Протащив парня на роль, мама затянула его в маховик и лет десять Виктор с экрана не слазил. Самая заметная его роль барон в пырьевском «Идиоте», но мелькал он и в «Карнавальной ночи», и в «Сказке о потерянном времени», и в «Женитьбе Бальзаминова». В итоге Виктор понял, что актерская стезя не про него и переквалифицировался в сценаристы.
В это же время дочь Гераскиной Алла сделала неплохую карьеру на телевидении, став одним из создателей «Кабачка «13 стульев». Она была замужем за начинающим драматургом Эдвардом Радзинским.
А Гераскина никак не могла повторить успех «Аттестата зрелости», хотя выстреливала вполне сносные по меркам того времени пьесы на современном материале: «Ее будущее», «Соседи по квартире», «Вступая в жизнь»… Все это ставилось, но не хитово. Детские пьесы «Хрустальд и Катринка», «Мягкий характер», «Синий цветочек» сборы делали, но не более.
Неожиданно Гераскина написала веселую и обучающую повесть «В стране невыученных уроков». Успеху повести способствовало не столько издание 1966 года с рисунками Виктора Чижикова (300 000 экземпляров разлетелось махом), сколько мультфильм Юрия Прыткова. Сравните популярность повести Гераскиной со сказкой на похожую тематику и также проиллюстрированную Чижиковым «Аля, Кляксич и буква А» Ирины Токмаковой. Виктор Перестукин безусловно известнее.
Второе рождение писательницы Лии Гераскиной произошло в новое время. Несмотря на популярность «Страны невыученных уроков» ее, кажется, не переиздавали в течение двадцати с лишним лет, а в 1990-ые, как прорвало — издательства выстроились к старой писательнице в очередь.
И Гераскина, почувствовав себя нужной, выдала продолжение. Девяносто лет она отметила книгой «В стране невыученных уроков – 2», а в следующем году появилось «Третье путешествие в страну невыученных уроков». Кроме того, писательница переделала свои детские пьесы и сказочные инсценировки в книги, пересказав для нового поколения «Волшебную лампу Аладдина» и «Джельсомино в стране лжецов».
Все нулевые Гераскина была лидером книжного рынка.
И продолжает оставаться им сейчас.