КАК ПЛУЧЕКА УБРАЛИ ИЗ САТИРЫ
4 сентября отмечал день рождения Валентин Плучек (1909-2002), режиссер театра Сатиры, который не смог вовремя уйти и дождался, чтобы его, по существу, выгнали.
Это вообще очень большая проблема, когда режиссер начинает считать театр своей собственностью, выживая оттуда конкурентов. Меж тем, как и возраст, и положение дел, говорит, что пора бы переходить на осеннюю форму, передавая опыт и накопленное в молодые руки. Все помнят, как напоследок клацал челюстью, стремясь скушать своих актеров, 90-летний Юрий Любимов.
Главрежем Сатиры его назначили в 1957.
Плучек сделал мощный театр, достаточно имена перечислить — Миронов, Папанов, Ширвиндт, Державин, Татьяна Васильева, Менглет. Пельтцер, Аросева: это все артисты состоявшиеся, в немалой степени, благодаря Плучеку.
Но к успеху своих актеров на стороне Плучек относился отрицательно. От телевизионного «Кабачка «13 стульев», где была занята труппа Сатиры, он скрипел зубами, но ничего поделать не мог, — в любителях сей программы ходил Брежнев.
А вот режиссеров, могущих составить конкуренцию, Плучек спокойно выживал. Так покинул театр Сатиры Марк Захаров.
Думал ли Плучек о преемниках, пытался ли смену вырастить?
Он давал ставить Андрею Миронову, но тот умер душным августом 1987 года.
Устроил карт-бланш Михаилу Зонненштралю, постановщику спектакля по «Мастеру и Маргарите», но и тот трагично сорвался с балкона в возрасте 41-го года.
Евгения Каменьковича, поставившего спектакль «Молодость Людовика 14-го», Плучек распорядился не пускать на порог театра.
Меж тем, время шло, энергии не прибавляя. Плучек появлялся в театре все реже. Последний его громкий спектакль «Укрощение строптивой» датирован 1994 годом. После этого он реанимировал некогда популярные постановки «Ревизор» и «Самоубийца», принялся за «Слугу двух господ» Гольдони, но никак не мог закончить.
Сатиру поразил застой, достигший абсурда, когда в сентябре 2000 года руководитель даже не пришел на открытие сезона. Тут уж наверху встрепенулись.
Тогдашний председатель Комитета по культуре Москвы Игорь Бугаев предложил Плучеку пост почетного председателя худсовета Сатиры с сохранением зарплаты, персональной машины, оплаты лечений. В качестве же нового худрука назвал имя Ширвиндта.
Из песни слов не выкинешь, хотя позже Плучек попытался это сделать. Но вот что сказал он газете «Известия» сразу после предложения Бугаева:
«У нас был разговор с председателем Комитета культуры Бугаевым – он позвонил мне и предложил оставить театр. Скорее всего, я никогда больше в нем не появлюсь. Коллектив не знает о том, что происходит, вся интрига – дело рук Александра Ширвиндта. Я не верю в то, что Ширвиндт может быть хорошим руководителем театра, это несерьезно, ведь он по своей природе эстрадник».
Впрочем, сразу же Плучек начал от этих слов открещиваться, дойдя до извинительного письма Ширвиндту:
«Опубликованное в газете «Известия» якобы мое высказывание в ваш адрес — чистейшая ложь или обдуманная провокация. Крайне досадно, если это может перечеркнуть наши многолетние отношения».
Если это кого-то обмануло, то не записного Зоила Сатиры Татьяну Егорову, которая в своей книжке «Андрей Миронов и я» измазала известной субстанцией, как Ширвиндта, так и Плучека. Она давно предсказывала, что Ширвиндт мечтает подмять театр под себя, и вот свершилось. Егорова утверждает, что после того как Плучек взбрыкнул, ему дали понять, — уберем вас без долгих расшаркиваний, ни зарплату ни оставим, ни машину, ничего. Пришлось каяться.
Ширвиндт занял пост худрука.
Когда умерли Миронов и Папанов Плучек не счел нужным прервать гастроли для прощания с актерами, которые составили в его театре эпоху.
Когда, через полтора года прощания с театром, умер Плучек, труппа Сатиры тоже была на гастролях.