СССРЭстрада

Виктор Чистяков. Проблема пародиста, желающего оставить пародию

18 мая разбился в авиакатастрофе артист Виктор Чистяков (1943-1972), сразу же ушедший в легенду среди профессионалов как «Король пародии», непревзойденный гуру жанра. 

На поверхностный взгляд, судьба Чистякова укладывается в сказку о таланте, который был признан всеми, купался в славе, и только трагическая случайность оборвала его звездный путь. Если же рассматривать судьбу Чистякова пристальнее, то вылезет масса несоответствий между сказкой и истинным положением дел. Реальность, похоже, такова: Чистяков к своим 29 годам сделал в жанре пародии все возможное, начинал им тяготиться, готовился к новому качественному творческому прыжку. 

Сумел бы он его совершить?

Оценивая Виктора Чистякова, Геннадий Хазанов говорит:

«Там было знаете что — талантливое раскрытие актерских способностей для чего-то в последующем. Последующего не случилось из-за трагедии. Все!»

Виктор родился в блокадном Ленинграде, и это не могло не сказаться. Выдержанный Юрий Никулин, встретивший войну в зрелом возрасте, не мог спокойно заснуть, если в доме кончался хлеб, а что говорить про мальчика, познавшего голод с рождения? С блокады истоки вечного голода Чистякова, желание его сыграть на всех предлагаемых концертах, обрядиться в самые роскошные одежды. 

Изначально Виктор шел по балетной части, обучаясь в хореографическом училище имени Вагановой. Оттуда мальчику пришлось уйти из-за перегрузок. Окончил музыкалку по классу кларнета. Поступил на актерский ЛГИТМиКа.

Здесь крылась ошибка, стоившая Чистякову многих нервов. Артист с явным эстрадным дарованием очутился на драматическом курсе. В дальнейшем именно проблемы с театральной карьерой будут внутренне сжирать Чистякова, изводя.

В 1966 он заканчивает институт, женится на однокурснице Наталье Рыбаковой и устраивается в театр имени Комиссаржевской.

Там ему дали роль нищего в инсценировке по Марку Твену «Принц и нищий». Спектакль оказался так себе, а больше ролей Виктору не предлагали.

Коллеги Чистякова по сцене Станислав Ландграф и Илья Резник сочинили для Чистякова номер, основанный на имитации тогдашних эстрадных звезд. С ним он вышел на эстраду и неожиданно произвел фурор.

ФОТО С САЙТА svidetel.su
ФОТО С САЙТА svidetel.su

Слава Чистякова уложилась всего в четыре года: 1968-1972. За это время он успел дать более 1000 концертов, прозвучать широко на радио и телевидении. 

В чем секрет его успеха? В четком слиянии с пародирумым персонажем. У Чистякова оказался богатейший голосовой диапазон, позволяющий воспроизвести не только Утесова или Козловского с Хилем, но и Зыкину, и Пьеху, и Мирей Матье. Зритель в лице Чистякова получал встречу с фейерверком любимых артистов и был ему за это благодарен.

А вот пародируемые артисты реагировали не столь добродушно, поскольку Чистяков схватывал недостатки, доводя их порой до гротеска. Виктору высказывал претензии Сличенко, просил бросить трепать его имя Полад Бюль-Бюль Оглы.

Юрий Энтин, нарушая славословный хор в честь Чистякова, говорит:

«Поведение его вне театра было непредсказуемым. Он был очень неуживчивым. Все мои знакомые удивлялись: как я могу с ним дружить? У него не было друзей в эстраде. Наоборот, со всех сторон я слышал отрицательные отзывы».

Появилась и еще одна проблема – при попытке перепрыгнуть жанр пародии Чистяков обнаружил, что собственный вокальный репертуар ему не дается. Он все время сбивался на «дразнилку». То есть, поющий на десятки голосов артист не мог обрести голос собственный. Да и вообще с голосом было непросто, если честно. Юрий Энтин стал свидетелем признания Чистякова: 

«Вы не представляете, как мне страшно перед началом концерта! Потому, что у меня нет ни малейшей техники, у меня голос не поставлен, и каждый раз волнуюсь: получится — не получится?»

Ну и репертуар… Чистяков раздвигал рамки, обогащая номера новыми персонажами, и все равно рамки были узенькие. Он, скажем, за редким исключением, не мог пародировать зарубежных звезд, поскольку народ их не знал. Несмотря на душевные разговоры сколь много Чистяков сделал, его основной репертуар укладывался в полчаса, и, приняв участие в тысяче сборных концертов, он не дал ни одного сольника.

За ставку в восемь рублей сорок копеек Чистяков делал по три концерта за вечер, вырабатывая 25 рублей. У него появились признаки усталости. За четыре года артист достиг в жанре пародии потолка, требовалось остановиться, ибо дальше шла штамповка. В какой-то момент Виктора в реале стало много, он звучал по радио и мелькал на телевидении с одними и теми же номерами.

Приняв решение перебраться из Ленинграда в Москву Чистяков начал искать театр, готовый его принять. Любимов чуть было не взял Виктора на Таганку. Тот сам все испортил, поставив условием влиться в труппу с женой. Любимов это условие не принял. Марк Захаров завернул кандидатуру Чистякова сходу, заявив, что тот не театральный артист. Наконец, нашлось место в театре имени Гоголя.

К моменту ранней гибели артист Чистяков находился в кризисе, выход из которого ему предложил Юрий Энтин. Во-первых, он тянул Чистякова в мультипликацию, обещая дать ему возможность блеснуть песнями в мульте «Голубой щенок». Во-вторых, Энтин и Василий Ливанов отдали в театр Гоголя инсценировку «Тетки Чарлея», с условием, что ее поставят под Виктора. 

Да, карьера Чистякова могла сделать вираж и тогда бы мы рассматривали его пародийные номера, как начальный этап. 

Но, увы, хотя всюду опаздывающий Чистяков и на роковой рейс опоздал, самолет его дождался. Проблемный лайнер Ан-10 развалился в небе под Харьковом, унеся жизнь 122 человек, и Чистякова в том числе.

Светлая память!

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»