Зачем так пить?Кино

ВИКТОР АВИЛОВ. АКТЕР, ЗА КОТОРЫМ СМЕРТЬ ПРИХОДИЛА НЕ НА ЦЫПОЧКАХ

8 августа родился Виктор Авилов (1953-2004), актер, за которым смерть буквально гонялась, требовала его себе громогласно.

Насколько необычным был взлет Авилова, свидетельствуют попытки взлет этот усилить, подчеркнуть. Ходит мулька, будто режиссер Театра-студии на Юго-Западе Валерий Белякович увидел паренька с необычной внешностью, когда ловил попутку и тут же зазвал его в труппу. 

Когда Авилов устал от россказней про шоферюгу, ставшего актером, то раскрыл свое не сильно романтическое видение ситуации.

«Я учился в одном классе с младшим братом нашего режиссера Валерия Беляковича — Сергеем. В то время Валерию Романовичу пришла идея создать театр. Будущих актеров он набрал там же, в Востряково. В основном это были одноклассники младшего Беляковича. Когда старший спросил про меня: «А почему Авилов?» — младший ответил: «А он анекдоты здорово рассказывает». На сегодня из той команды одноклассников, которые начали посещать эту студию, остались только двое: Сергей Белякович и я»

АВИЛОВ И ВАЛЕРИЙ БЕЛЯКОВИЧ
АВИЛОВ И ВАЛЕРИЙ БЕЛЯКОВИЧ

Правда, Авилов тоже запутал след, поскольку из его слов можно сделать вывод, будто прыгнул он на сцену со школьной скамьи. На самом деле к 1974 году, а именно тогда был сыгран первый спектакль, Авилов закончил техникум, отслужил в армии и вовсю работал водителем МАЗа. 

То есть, водка – дальнейший бич Авилова – появилась в его жизни раньше сцены.

Актер признавался:

«Я столкнулся с пьянством до того, как стал актером, когда работал водителем «МАЗа». Я шофер-профессионал, несколько лет возил песок из Рублева на новостройки Москвы. Все мужики у нас на автобазе пили. Выбиваться из общей массы было как-то неудобно. Когда надоедало пить, я увольнялся, лето гулял, ловил рыбу, вел здоровый образ жизни, потом устраивался снова, и снова приходилось выпивать».

Попадание Авилова в театр с профессией водителя за плечами объясняет почему он даже не пытался получить актерское образование. Зачем? Все навыки актер приобрел на сцене, блистая в гоголевской «Женитьбе». 

Театр-студия на Юго-Западе стал его семьей. Виктор привел в труппу младшую сестру Ольгу, которая влюбилась в младшего брата руководителя Сергея Беляковича. Сыграли свадьбу.

А скоро и Виктор нашел жену в недрах студии. Актрису Галину Галкину.

«МАЗ» Авилов бросил ради театра только в 1979 году.

Именно тогда Белякович сделал ставку на актера Авилова. Виктор играет Мольера и Сганареля, Ланцелота, Хлестакова, в 1984 замахивается на Гамлета. 

Гамлет стал высшей точкой мастерства Авилова, о его трактовке наперебой заговорила пресса, спектакль выпустили за границу, и там тоже был триумф.

Как актер Авилов впечатлял — нестандартное лицо, нездешние манеры. В нем сквозил Серебряный век с мистическими играми и одновременно вырождение европейских принцев крови. 

Естественно, такое лицо просилось на экран. И также естественно, экран пошел по легкой пути эксплуатации внешности Авилова, не замечая суть.

Я впервые увидел Авилова в драме «Господин оформитель», где хорош он, музыка Курехина, сценарий Арабова и атмосфера питерского декаданса. Поскольку фильм рекламировался как «Первый Советский Фильм Ужасов» на него сперва зритель пошел, но народная почта не дремала, — сложная картина кассу не собрала.

"ГОСПОДИН ОФОРМИТЕЛЬ"
«ГОСПОДИН ОФОРМИТЕЛЬ»

Приняв решение сниматься, Виктор впервые не стал учитывать мнение Беляковича. Он говорил:

«В нашем театре существовал запрет на съемки. До того как сняться в «Господине оформителе», я отклонил много хороших предложений. Сниматься в «Оформителе» я поехал, несмотря на запрет, в свой отпуск. Белякович изо всех сил боролся с популярностью своих актеров»

Если бы Авилов, имея на руках два предложения — от титулованного Юнгвальд-Хилькевича на роль графа Монте-Кристо и от дебютанта Ивана Дыховичного на главную роль в «Черном монахе» по Чехову — принял предложение Дыховичного, карьера могла бы совершить качественный скачок. А так лучшим фильмом его остался «Господин оформитель».

"УЗНИК ЗАМКА ИФ"
«УЗНИК ЗАМКА ИФ»

После «Узника замка Иф» Хилькевич снял Авилова в совсем уж слабой экранизации «Мушкетеры двадцать лет спустя», доверив роль главного злодея Мордаунта. Ну и «Петербургские тайны» на безрыбье от отечественного производителя шли неплохо.

Актер сетовал, что вот его Арбенина в телефильме «Маскарад» никто не заметил, зато у всех на слуху Монте-Кристо. Объясняя череду плохих фильмов со своим участием, обмолвился:

«Когда соглашаешься, еще ведь не знаешь, что получится. Даже когда снимаешься, не знаешь. А получается, например, так: пытаешься играть что-то серьезное, а при монтаже подкладывают какую-нибудь бессмысленную музыку, и выглядишь дураком со своей серьезностью; или же, наоборот, комикуешь, а с помощью монтажа, звукового оформления получается так, что опять же это выглядит глупо».

И все же кинематограф принес Авилову всенародную славу. Его начали узнавать на улице. Теплое время, когда он играл в команде единомышленников, кончилось.

"ПЕТЕРБУРГСКИЕ ТАЙНЫ"
«ПЕТЕРБУРГСКИЕ ТАЙНЫ»

В 1990 умерла сестра Авилова Ольга. Сам актер махом разрушил свою семью, где воспитывались две дочери.

По мнению Хилькевича, развод стал возможен потому, что Виктор находился в состоянии загула, слабо понимая, — а что со мной?

Настал момент и он пришел на ответственнейшую съемку пьяный.

Хилькевич говорил:

«Я снимал сильно пьющих актеров — Жору Юматова, Валю Зубкова, которые были настоящими алкоголиками, но они никогда такого себе не позволяли. 

Я отменил съемку, не стал с Витей даже разговаривать, хотя он пытался что-то мне объяснить, и ушел домой. На следующий день мы встретились, и я, зная, что такое запой, сказал, что прерываю работу на три дня, чтобы дать Авилову время прийти в себя. Мы тогда очень серьезно поговорили, я рассказал ему о своем опыте, ведь я был алкоголиком с гораздо большим стажем, чем он, Витя меня понял, сделал выводы, и больше до конца картины ничего подобного ни разу не произошло. Но в остальное время, когда он не был занят на площадке, возлияния становились все мощнее и мощнее, и думаю, именно это стало причиной его ухода из семьи».

АРБЕНИН В "МАСКАРАДЕ"
АРБЕНИН В «МАСКАРАДЕ»

Театру на Юго-Западе после перестроечной эйфории выживать становилось все труднее. Но в 1993 Виктор получил одну из знаковых ролей — Воланда в «Мастере и Маргарите». Во время гастролей спектакля в Берлине Авилова настиг приступ прободной язвы. У него остановилось сердце. Актер пережил две клинические смерти, с того света его вытащили чудом.

Конечно, пошли разговоры, что, мол, негоже играть Воланда. Почему Гафту, Козакову, Басилашвили, Смехову, Хмельницкому Воланда без впадения в клиническую смерть играть было можно, а Виктору нет, я, признаться, не догоняю. Но причину фиксации «Воланд + Авилов = беда» понимаю.

Авилов был просто создан для мистических откровений, такова уж его энергетика. Многие свидетельствовали о наличии у актера способностей экстрасенса и давайте признаем, — в качестве ведущего небезызвестной «Битвы…» на ТНТ Авилов бы смотрелся как никто.

ВОЛАНД
ВОЛАНД

В 1999 смерть пришла за недовзятым. Авилов начал борьбу с туберкулезом, год провалявшись на больничной койке и получив вторую группу инвалидности. 

Из штата родного театра ушел, играя в трех спектаклях по договору, но без работы не остался, даже расцвел. Актеров такого калибра у нас резко не хватало. 

На разных площадках в 2001-2002 годах Авилов сыграл в пьесе Стриндберга «Пляска смерти», пьесе Толкина «Туда и обратно», получил роль Гренуя в «Парфюмере» Зюскинда. 

В июне 2004 года у Виктора нашли рак желудка в такой стадии, что за лечение никто не брался. Это очень важный момент, объясняющий — почему Авилов решил довериться новосибирскому целителю Геннадию Маркову, чьи методы Академия Наук признаёт шарлатанскими. Научное сообщество Марков потряс сообщением, что может разогнать раковые клетки нейтринной пушкой.

После смерти Авилова все разговоры о Маркове сводились к тому, что актер скончался под его надзором. Еще раз, — никто лечить не брался, а методы Маркова не сработали. Вдова Виктора ясно обрисовала ситуацию, сказав — «нам никаких гарантий не давали, просто согласились помочь — так сказать, в порядке эксперимента». Авилову в смертельной схватке не оставалось других ходов.

Эксперимент не удался.

Смерть, на уровне тела всегда рано или поздно побеждает.

Только сотворенного при жизни душой не заберет.

Авилова помнят и любят до сих пор.

Вечная память!

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»