КиноСоветское кино

«Сначала хорошо себя проявила. Но началась плохая погода, и я скисла». Проблемы актрисы Величко

4 мая отмечала день рождения Наталья Величко (1941-2022), актриса с ярким дебютом и последующим метанием.

Выпускница Московского дирижерско-хорового училища поступила во ВГИК с тайной  надеждой сыграть в экранизации Бондарчука, ни много — ни мало, Наташу Ростову. В «Войну и мир» кастинг был всесоюзный, кто только не пробовался. Пробовалась и Наташа, в паре с Андроном Кончаловским (тот претендовал на Пьера Безухова). Счастливый билет вытянула Людмила Савельева (Что делала Наташа Ростова, когда первый бал закончился?), но Величко тоже в накладе не осталась. В коридоре «Мосфильма» ее заметил Владимир Басов (КАК ПИЛ «ДУРЕМАР»), искавший героиню в фильм «Тишина» (1963).

Басов в 1960-ые взялся за экранизацию хитов современной советской литературы. Он брал беспроигрышный материал: романы Бондарева («Тишина»), Николаевой («Битва в пути»), Кожевникова («Щит и меч» — Любимый автор Путина). В «Тишине» оказался слишком плакатным главный герой — незаслуженно обвиненный в разных грехах против партии вчерашний фронтовик (Виталий Коняев). Величко играла его сестру и выглядела милой, а где надо принципиальной. На мой взгляд, главных героев переиграл в «Тишине» Георгий Мартынюк (Актер, оказавшийся в плену милицейской формы), создавший образ пижонистого малого, приобретшего на войне европейский лоск.

"Тишина"
«Тишина»

Тем не менее, после «Тишины» начали раскручивать именно Величко. Она сыграла в совместной постановке с французами «Третья молодость» (1965) и получила карт-бланш на выезд за границу, представляя СССР на фестивалях в Испании, Италии, Японии.

В 1960-ых Величко держалась завоеванных позиций, появившись в таких фильмах как «Друзья и годы» (1965), «По Руси» (1968), «Я его невеста» (1969). Басов пригласил ее, Мартынюка и Коняева в свой следующий проект «Щит и меч» (1968).

К сожалению, Величко не удалось повторить успех первой картины, как следствие слава уходила. По ее признанию:

«В семидесятые годы у меня наступили не самые благополучные времена. Работы стало меньше, и я снималась в основном на периферии: в Молдавии, Узбекистане. В Москве об этом частенько никто не знал, хотя у меня были только главные роли».

С Георгием Мартынюком в "Щит и меч"
С Георгием Мартынюком в «Щит и меч»

Что-то мешало Величко занять достойное место среди ареопага звезд, и не просто отсутствие везения, нет. 

Также характер.

В театре выпускница ВГИКа Величко почти не играла. С 1965 по 1992 она состояла в труппе театра Киноактера, но выходила на сцену всего лишь в мюзикле «Целуй меня, Кэт!», да и то считанные разы. В основном актриса моталась по родной стране (зарубежные поездки закончились для нее столь же резко, как начались) с программой «Товарищ кино».

Говоря о театральной работе, Величко проговаривалась о своем плохом здоровье, малой выдержке. Ей порой не хватало сил даже на съемочной площадке, что уж говорить о сцене, где семь потов сойдет.

Из-за малой выдержки Величко потеряла роль в фильме Хейфица «Салют, Мария!». По ее словам: «Сначала хорошо себя проявила. Но наступила осень, началась плохая погода, и я скисла».

Поверьте, редкая актриса вам такое скажет. С этой стороны Величко просто уникум. Заменили ее в «Салют, Марии!» на Аду Роговцеву, которая за эту роль получила приз Московского кинофестиваля.

Семейная жизнь Величко тоже складывалась через пень-колоду. За ней ухаживали Басов и Михаил Козаков, она же почему-то выбрала странного парня Леонида Череватенко. Выходец из Украины учился в Москве на сценарных курсах и не скрывал своего желания вернуться работать на студию Довженко. Получив диплом, он туда и уехал, прислав необходимые для развода бумаги по почте.

В поисках точки опоры Величко надумала переквалифицироваться в кинорежиссеры, хотя данное занятие, требующее дюжинного здоровья и стрессоустойчивости, ей не совсем подходило. Впрочем, в 1970-ые актеры ломанулись в кинорежиссуру, словно по команде: Сергей Никоненко, Семен Морозов, Родион Нахапетов, Николай Бурляев (ХОРОШИЙ АКТЕР НЕВЕДОМО ЗАЧЕМ СТАВШИЙ ПЛОХИМ РЕЖИССЕРОМ), Светлана Дружинина (ПОЧЕМУ ОСТАВИЛА АКТЕРСКУЮ ПРОФЕССИЮ СВЕТЛАНА ДРУЖИНИНА) Наталья Бондарчук, да тот же Никита Михалков получали второе образование на режиссерских факультетах ВГИКа. Туда же поступила и Величко.

Дипломную работу «Служба ликвидации» Величко снимала по рассказу Шекли, а вот полный метр ей достался по пьесе Софронова «Ураган приходит неожиданно» (1983). По словам Натальи, сценарий главного редактора «Огонька» стоял в планах студии, а никто браться за него не хотел.

Средь интеллигенции принята была пренебрежительная поза к Георгию Маркову, Анатолию Иванову (Почему автор «Вечного зова» Анатолий Иванов в конце жизни оказался на руинах?), Анатолию Софронову, Петру Проскурину. Эти писатели заняли большие посты и в ус себе не дули. С водой, однако, интеллигенция выплескивала и ребенка. Нынче, надеюсь, понятно, что Анатолий Иванов и Петр Проскурин вкупе с Анатолием Калининым (Автор Будулая) создали народные эпопеи, а фильм «Тростинка на ветру» Виктора Аристова по сценарию Маркова просто шедевр, мало кем осознанный как раз из-за одиозного имени председателя Союза Писателей.

Постановка далась Величко очень тяжело. Так тяжело, что повторять опыт она не решилась. «У меня просто инфаркт случится от перенапряжения… Просто погибну», – такие мысли озвучила Наталья, рассказывая об отказе режиссерского сотрудничества с Роланом Быковым.

Последние годы Величко провела во втором браке, который вышел счастливым. В 2019 муж умер.

К тому времени у актрисы обнаружили рак, сформировавшийся от приема лекарств, которые ей не подходили (такая вот у нас медицина, лекарства выписали врачи). Операция отсрочила конец, но тут навалился сахарный диабет. Полиартрит лишил актрису возможности нормального передвижения. На улицу Величко из своей трехкомнатной квартиры выбиралась только в случае крайней нужды.

Там же, в квартире, и нашли ее тело.

Светлая память!

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»