ПОЧЕМУ ВАЛЕНТИН СМИРНИТСКИЙ СТАЛ ЗАЛОЖНИКОМ ОБРАЗА НЕДАЛЕКОГО ТОЛСТЯКА ПОРТОСА
10 июня отмечает день рождения Валентин Смирнитский (1944), актер, оказавшийся под колпаком толстого, добродушного, недалекого персонажа.
К фильму Хилькевича «Дартаньян и три мушкетера» (1978) четверо фигурантов, а именно Михаил Боярский – Дартаньян, Вениамин Смехов – Атос, Игорь Старыгин – Арамис и Валентин Смирнитский – Портос подошли мужчинами в самом расцвете творческих сил.
Посмотрим, что из этого получилось, наведя основной прожектор на Смирнитского.
Все четверо, повторюсь, к году 1978 были раскрученными актерами.
Старыгин прогремел еще в «Доживем до понедельника», после чего играл иностранных красавчиков («Под крышами Монмартра», «Красное и черное») и социально значимых персонажей («Города и годы», «Красные дипкурьеры»). После утонченного Арамиса исполнил знаковую роль в первых двух фильмах франшизы «Государственная граница». Кажется, это было его последним творческим везением. Со своей внешностью сказочного принца Старыгин быстро вышел в тираж; умер нестарым еще человеком.
Выходец из актерской семьи Михаил Боярский до Дартаньяна прогремел в роли Теодоро в «Собаке на сене». После Дартаньяна двинул на эстраду, будучи в первой половине 1980-ых чуть ли не самым популярным актером этой страны — Когда Боярский был без шляпы.
Боярский как-то быстро перешел на возрастные роли, и все бы ничего, кабы не сравнение с победительной молодостью Дартаньяна, которое невольно напрашивалось. При просмотре «Гардемарины, вперед!» (1987), я почувствовал, — для новой эпохи школьников пришли другие мушкетеры, и Боярский в роли потрепанного жизнью шевалье Де Брильи, это лишь подчеркивал.
Но у Боярского был театр, а потом он нашел шляпу, позволившую выделиться из толпы и оставаться в тренде.
Наименее замыкался в кинодеятельности Вениамин Смехов, звезда любимовской Таганки, сам неплохой режиссер — постановщик. От кино он вообще не зависел.
Посмотрим же на Смирнитского.
Валентин Смирнитский окончил Щуку в 1965 и сразу громко дебютировал в короткометражке Михаила Богина «Двое». Этот фильм неплохо проехался по международным фестивалям. Молодого актера ждали в трех московских театрах, он выбрал «Ленком», где верховодил Анатолий Эфрос («И ГДЕ ВСЯ МОЯ ПРАВОТА?», — ЗА ЧТО СЧИТАЛ СЕБЯ НАКАЗАННЫМ БОЛЕЗНЬЮ ЛЕОНИД ФИЛАТОВ). Вслед за Эфросом, в 1967, Валентин ушел в театр на Малой Бронной.
В 1966 Юрий Чулюкин взял Смирнитского на главную роль в комедию «Королевская регата» (1966). К сожалению, эта картина получилась хуже, нежели предыдущая работа режиссера, легендарные «Девчата». Знаковой для Смирнитского стала роль в другой комедии «Семь стариков и одна девушка» (1968; режиссер Евгений Карелов; Быстрое сгорание статусной девицы Савеловой).
До роли Портоса широкий зритель идентифицировал Смирнитского именно как Володю из комедии про семь стариков и одну девушку. Профессионалы высоко расценивали его работу в дебютной короткометражке Вадима Абдрашитова «Остановите Потапова» (1973).
И вот Портос…
Сразу заметим, что это наиболее внешняя роль, не требующая глубокого проникновения в образ. Большой, толстый увалень, любящий пожрать и при случае подраться. Его воплотил актер, который на сцене блистал в ролях чеховских Треплева и Прозорова, мольеровского Дон Жуана.
Воплотил классно!
В первые лет десять после премьеры Портос не сильно Смирнитского беспокоил.
После успеха «Мушкетеров» Юнгвальд-Хилькевич взял его и Боярского в свою унылую комедию «Куда он денется!». Более приличной была комедия «Отцы и деды» (1982) Юрия Егорова, где Валентин сыграл отца, а дедом был Анатолий Папанов. Милая картина, не более, но ее часто гоняли по телевизору.
Вообще у Смирнитского был театр и в кино он особо не рвался, обмолвившись в каком-то интервью: «Другое дело, что я своего Портоса не эксплуатировал никогда, не сел на этот конек и не поехал дальше».
Наступили, однако, лихие девяностые с лейтмотивом «Кушать хочется» и запросом на ностальгию по советским временам. Тут стало ясно, самый большой шанс удержаться на плаву у четырех актеров — это образы мушкетеров. Это понимал и Юнгвальд-Хилькевич, начав съемки четырехсерийки «Мушкетеры двадцать лет спустя» (1992). Предполагалось, что после телевизионной премьеры народ ломанется в кинотеатры на фильм «Тайна королевы Анны, или Мушкетеры тридцать лет спустя» (1993).
Непонятно на какое чудо рассчитывали. Проект то и дело вставал из-за нехватки средств. Режим строжайшей экономии сказался на актерских гонорарах.
Болеющего Хилькевича на съемках заменял Боярский.
Боярский должен был в фильме петь, но сорвал голос.
Градский должен был писать музыку, но делать это отказался.
Итог?
После новогодней телепремьеры «Мушкетеров двадцать лет спустя» (прошедшей без ажиотажа), заключительную картину трилогии кинопрокат брать не захотел. Пролежав на полке полтора года она незаметно вышла по телевизору.
Смирнитский опрометчиво обвинил в неуспехе Дюма, мол, у него в продолжениях было «меньше интриги, меньше авантюры, скучновато».
Это действительно так, но разве не было понятно это на уровне замысла?
Кроме того, в 1990-ые Смирнитский играл Портоса за кадром, озвучив сего персонажа в «Человеке в железной маске» (1998), мультсериальчике «Альберт – пятый мушкетер» (1994 — 1995).
А в 2007 Хилькевич вернулся с замыслом «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини». Здесь денежек было побольше, но результат получился такой, что от картины открещивался даже Боярский.
Тогда и Смирнитский признался, что к образу Портоса относится нормально, без фетишизма, бесят же его постоянные напоминания об этом персонаже, идущие от журналистов.
В последние годы он снимается много, но опять же все поверяется Портосом.
Ну и ладно, Портос Смирнитскому не мешает.
Главное, чтоб счастливо игралось…