«Пощечины ведь не отменили». Как Элина Быстрицкая ни с кем не могла сработаться и ушла из кино
4 апреля отмечала день рождения Элина Быстрицкая (1928-2019), актриса с непростым, мягко скажем, характером.
Она совсем не обладала дипломатичностью. Особенно чувствительно доставал красивую девушку, слюняво распускающий загребущие руки мужской мир. Элина взяла за правило на любое неприличное ухаживание отвечать пощечиной. Рассуждая в новейшее время об актрисах, которые десятилетия спустя вспомнили как к ним приставали режиссеры, Быстрицкая сказала:
«Хорошо, что у актрис хорошая память, плохо, что преступно замедленная реакция. Дуэли у нас практически не применяются, но пощечины ведь не отменили».
Пощечин студентка Быстрицкая нараздавала столько, что вызвала ответную реакцию в Киевском театральном институте, откуда ее попросили перевестись в институт Харьковский, иначе намереваясь отчислить. На угрозу отчисления Быстрицкая отреагировала угрозой утопиться в Днепре.
На общем собрании девушку исключили из комсомола, сокурсники устроили ей бойкот, ждать хорошего распределения не приходилось.
Распределили Быстрицкую в Херсонский драматический театр. Главреж Павел Морозенко приехал забирать выпускников лично. Быстрицкой он назначил встречу в ресторане, куда Элина идти отказалась, а на следующий день пошла в Министерство образования, где попросила другое назначение. Ей отказали.
Судя по дальнейшим действиям Быстрицкой, она понимала, что в республике ей, еще не сыгравшей ни одной роли!, работать нормально не суждено. И здесь включилась пробивная сила. Всеми правдами и неправдами Быстрицкая добилась прослушивания у режиссера Завадского, благо его театр Моссовета гастролировал в тот момент в Киеве. Завадский пригласил Быстрицкую в Москву, но вовремя подсуетившиеся сокурсники Элины накатали ему письмо, рассказав о непростом характере женщины, которая, кроме всего прочего, имела наглость хвастаться, что сделает главного режиссера своим любовником, дабы вить из него веревки. Перепуганный Завадский в протекции отказал.
Так Быстрицкая очутилась в Вильнюсском русском драматическом театре.
Сниматься в кино она начала еще студенткой. Первая заметная роль случилась в приключенческой картине мариниста Владимира Брауна «В мирные дни» (1950). Затем был эпизод в байопике «Тарас Шевченко» (1951). На этом фильме студентка — эпизодница умудрилась пособачиться с восходящей звездой советского кино Сергеем Бондарчуком (КАК В СССР СМОТРЕЛИ НА НЕЗАВИСИМОСТЬ УКРАИНЫ. ПРИМЕР ФИЛЬМОВ С УЧАСТИЕМ БОНДАРЧУКА). Что именно послужило причиной конфликта теперь не скажешь. Быстрицкая рассуждала о нем так:
«Он себе что-то позволил, я сейчас уже даже не вспомню, что именно. А я огрызнулась. И все, больше ничего. Может быть, у Бондарчука после этого появились какие-то подспудные мысли — точно сказать не могу».
В 1954, проходя кинопробы на роль Оливии в экранизацию «Двенадцатой ночи» Быстрицкая попалась на глаза Фридриху Эрмлеру, который готовился к съемкам мелодрамы «Неоконченная повесть». Быстрицкая очень ему понравилась, он утвердил ее на главную женскую роль. Главную мужскую играл… Сергей Бондарчук, и тут выяснилось — никто не забыт, ничто не забыто. Эти двое изводили друг друга так интенсивно, что Эрмлер принял решение снимать их поврозь.
Быстрицкая говорила:
«Вспоминаю, как меня сильно обидел мой партнёр Сергей Бондарчук, бросив в мой адрес какие-то грубые слова, – не хочется даже вспоминать. Я расплакалась, грим испортился. Меня успокаивали. А Эрмлер спросил:
–В чём дело?
–Не буду сниматься с Бондарчуком! – сквозь слёзы и всхлипы заявила я. Эрмлер понял меня и в этот съёмочный день стал сам моим партнёром. Меня снимали крупным планом, а моего партнёра так, чтобы не была заметна подмена».
Бурную деятельность Быстрицкая развернула в борьбе за роль Аксиньи в «Тихом Доне» (1958) удивительным образом обойдя, ладно бы Эмму Цесарскую (Почему выгнали из кино Эмму Цесарскую?), но и Нонну Мордюкову, ученицу режиссера Сергея Герасимова. Аксинью Мордюкова играла еще в дипломном спектакле во ВГИКе.
Мордюкова не простила Аксиньи Быстрицкой, прошипев на премьере: «А ты все-таки сыграла, проклятая!»
Нонна Викторовна связывала отказ Герасимова ее снимать со своим отказом выходить за него замуж. На деле она могла не пройти какой-либо из худсоветов. Известно, что Быстрицкая напросилась на пробы сама, и Герасимов счел их неудачными. Одобрил — продавил кандидатуру Быстрицкой автор романа Шолохов. Как сказала Быстрицкая: «Благодаря его слову, вопрос отпал».
И что же?
Последовала ссора Быстрицкой с Шолоховым, которому она посмела выговаривать за пьянство.
Пошли терки с партнершей по фильму Людмилой Хитяевой.
Та заявляла впоследствии:
«Элина – дама пробивная, она это умела. Но в ней не было манкости и страсти, которая могла бы быть в Мордюковой. Нонна – земная. Если бы она сыграла Аксинью – можете представить, что бы было? Все бы взвизгнули!».
Насмешничала Быстрицкая и над Петром Глебовым, который играл Григория Мелехова. Он ей, видите ли, стариком казался.
Роль Аксиньи сделала Быстрицкую звездой. В 1958 она сыграла главную женскую роль в фильме «Добровольцы» и вошла в штат Малого театра, где прослужила свыше полувека.
1960 годом датируется новый ее фильм и новый конфликт. На сей раз Быстрицкая схлестнулась со звездой прошлого поколения, болезненно переживающей утрату молодости Любовь Орловой. Постоянный режиссер Орловой, а по совместительству муж, Григорий Александров после триумфальной «Весны» не выпускал хитов свыше десятилетия. Картина «Русский сувенир» ставилась на Орлову, настаивающей, чтобы муж подобрал ей в пару возрастных актрис. Александрова же переклинило на молодой Быстрицкой. Роль итальянской шпионки-красавицы он доверил Элине. Повторилась та же история, что и с Бондарчуком – Орлову и Быстрицкую снимали по отдельности, а потом соединяли с помощью монтажа. Быстрицкая ехидно заметила:
«Я никогда не забуду, как Любовь Орлова, которой тогда было под 60, снималась в фильме «Русский сувенир», где играла девушку лет двадцати пяти. Это было тяжкое зрелище, и фильм справедливо провалился».
В мире киношном все больше у Быстрицкой складывалась репутация актрисы с тяжелым характером, не способной играть в паре, не идущей на компромисс. Сама она свое исчезновение с экрана объясняла плохими сценариями, которыми ее завалили, не объясняя, что такого хорошего в сценарии комедии «Бравые парни» (1993), где она мелькнула в эпизоде.
С 1967 по 1990 Быстрицкая не снималась вообще.
Закончила жизнь в одиночестве.
27 лет мужем Быстрицкой был сотрудник Министерства внешней торговли СССР Николай Кузьминский. Развод состоялся в 1985 году. Принципиальная Быстрицкая не смогла простить мужу измены и удивления здесь достоин возраст изменяльщика. В год развода ему исполнилось 70.
Но кроме мужа на Быстрицкую и другие заглядывались. По прежнему она раздавала пощечины приставучим, надоедливым мужчинам.
Сплошь и рядом, по словам Быстрицкой, бывало так:
«Как-то пришла к большому начальнику: что-то попросить для одного из коллег. А начальник этак зашел сзади, положил мне руку на плечо, и ладонь как бы невзначай заскользила вниз – ну понятно, в каком направлении. Отрезвляющих физических действий я не применяла, просто отскочила в сторону и произнесла выразительный монолог. Жаль, но вопрос, по которому я приходила, решен, разумеется, не был…»
Одни вопросы не решались, другие проблемы возникали. Быстрицкая вроде не обвиняла в харрасменте режиссеров, но вот невыездной за границу ее сделал отказ в интиме высокопоставленному чиновнику.
Совсем беда началась, когда на Быстрицкую мужчины обращать внимание перестали, и навалилось одиночество. Детей она из-за тяжелого военного детства иметь не могла, новой семьи после развода создать не получилось. Пока не иссякли силы, Быстрицкая умудрялась работать.
Впрочем, о последних годах ее мы еще поговорим.