Последний секс-символ СССР
9 апреля отмечает день рождения Елена Кондулайнен, она же Лемби Вилховна Контулайнен, она же «секс-символ СССР».
Звание «секс-символа» Кондулайнен получила на исходе перестройки, когда «секс-символом» назначали любую актрису, засветившуюся в мало-мальски свободной от одежи рольке. На моей памяти «секс-символами» побывали Наталья Негода за «Маленькую Веру», Елена Яковлева за «Интердевочку», Анна Самохина за «Воров в законе», Вера Сотникова уж не знаю за что. Ни для одной из этих актрис звание «секс-символа» не стало определяющей меткой на долгие года.
Для Кондулайнен стало.
Вот об этом и поговорим.
Училась Кондулайнен в ЛГИТМиК, на курсе, который блеснул выпускным спектаклем «Ах, эти звезды!» В составе спектакля Кондулайнен выступала с пародиями на Марлен Дитрих и Людмилу Сенчину. К этому моменту она уже снималась в кино.
Ее дебютом стала картина «Путешествие в другой город» (1979), где Елена сыграла дочь главного героя (главного героя играл Кирилл Лавров).
Таким образом, Кондулайнен появилась на экране за десять лет до получения звания «секс-символа», другое дело, что роли ее уже несли энергетический сексуальный заряд.
Судите сами.
В «Правде лейтенанта Климова» (1981) она играла жену-изменщицу. В «Двух версиях одного столкновения» (1984) сотрудницу ЦРУ, которую используют в качестве «медовой ловушки». В «Капитане Фракассе» (1984) надменную красотку Иоланду де Фуа.
Визитной же карточкой Кондулайнен была историческая фреска «Русь изначальная» (1985). Кастинг ей пришлось проходить под фамилией Иванова, ибо какая же русская девушка под фамилией Кондулайнен скрывается? Фамилия вообще начинала мешать Елене настолько, что она подумывала взять псевдоним Русова.
В «Руси изначальной» актриса впервые предстала в сравнительном дезабилье, но «секс-символом» ее никто пока не называл. Соответствующая марка приклеилась к ней после вольной экранизации повести Юрия Полякова «Сто дней до приказа» (1990). Эта авторская картина если и прогремела тогда не по экранам, а по газетным страницам, то благодаря Елениным телесам.
Нередко Кондулайнен называют «Первым секс-символом СССР», хотя она-то, как раз, была символом «последним». Негода, Яковлева, Сотникова получили это звание до Кондулайнен. Но, повторимся, никто из них не ставил перед собой задачу ограничить свою творческую палитру демонстрацией тела. Кроме Кондулайнен заявившей: «Чтобы не разочаровывать своих поклонников, мне надо было соответствовать этому «почетному званию».
И вот Елена Кондулайнен жюрит конкурс «Мисс грудь», а затем обнажается до пояса и проезжает в открытом автомобиле через всю Москву. Вот пускает слух, что в день рождения Пушкина собирается в чем мать родила залезть на его памятник. В означенный час на Пушкинскую площадь подтянулось несколько телекомпаний и наиболее доверчивый и озабоченный народец. Кондулайнен тоже явилась. Раздеваться она не собиралась, просто почитала стихи автора и сделала всем ручкой. Один за другим выходят фильмы с ее участием, не то чтобы популярные, а так… «Болотная street, или Средство против секса» (1991), «Человек К.» (1992), «Дафнис и Хлоя» (1993).
В 1993 году Кондулайнен пошла в политику, создав «Партию любви». Фракции в этой партии назывались соответствующе: «Любовь к блондинкам», «Неразделенная любовь к Родине», «Бывшие бабники», «Козел по жизни»… Вступить туда пожелали Михаил Звездинский, Борис Хмельницкий, Мария Арбатова, Алексей Глызин. Это было вполне себе шутовское мероприятие, позволяющее ее лидеру не сходить с глянцевых обложек, но не предполагающее развития.
На мой взгляд, слава Кондулайнен ушла вместе с лихими девяностыми. В момент когда начало поднимать голову российское кино, Елене было уже крепко за сорок — для секс-символа возраст критический, — а серьезно ее никто не воспринимал. Как следствие, в кино приглашали от случая к случаю. К тому же насчет сексуальной пропаганды начали закручиваться гайки, да и читатель пресытился откровениями дрянных девчонок. Ушли с телевидения такие проекты как «Секс с Анфисой Чеховой», «Про это», «Империя страсти». Закрылись из-за потери читательского интереса некогда суперпопулярные «Спид-инфо» и «Плейбой».
Последний информационный повод, который Елена дала очень печален. В июле 2020 года ее разбил инсульт, восстанавливаться пришлось полтора года.
Остается пожелать актрисе здоровья.
Ну и творческих успехов, ибо пока актер жив, он играет.