Зачем так пить?ЦиркЭстрада

Министр культуры Фурцева сказала: «Да вы что! Он же не просыхает!». Как пил Карандаш

Мы уже говорили о клоуне Михаиле Румянцеве (1901-1983), взявшем псевдоним Карандаш (Почему не состоялась кинокарьера у клоуна Карандаша?).

Слава его была беспрецедентна, пока не появилось новое поколение клоунов в лице Никулина, Попова, Енгибарова. Здесь-то и проявились такие качества мастодонта как творческая ревность (Юрий Никулин VS. Карандаш. Сложные отношения).

У Карандаша вообще оказался очень нестабильный характер, клоун портил отношения с окружающими, не просчитывая последствий.

В немалой степени внутренняя разболтанность была связана с алкогольными пристрастиями.

Вот об этом и порассуждаем.

Цирковые артисты в большинстве своем вынуждены придерживаться трезвости. Малейшая похмельная ошибка может стоить жизни акробату или эквилибристу. Неточное зевательное движение и тарелки посыпятся на манеж из жонглирующих рук. Дыхание перегара от дрессировщика нервирует хищников. И только клоунам позволено чуть больше.

А уж когда клоун выезжает на передовую, что случилось с Карандашом, ставшим во время войны одним из самых гастролирующих фронтовых артистов… Чтобы хоть как-то вынести страшную дорогу, где каждый миг можно погибнуть, приходилось хряпать водочки для оптимизма.

После войны комик опять же перемещался по огромной стране, латая бюджетные дыры всесоюзного цирка. Формально Карандаш числился в цирке Московском, в реале его то и дело отправляли на выручку того или иного прогорающего шапито. Если в Москве приходилось держать столичную марку, то в глубокой провинции клоун порой расслаблялся. Директор Краснодарского цирка, напуганный запоем Карандаша, запер его в номере. Добрые администраторы подсовывали под низовую щель двери миски с коньяком.

Хуже всего, что пьянство толкало Карандаша на поступки эксцентрические. На церемонии очередного награждения он бросился целовать Маленкова. На каком-то банкете в присутствии членов ЦК принялся пародировать Сталина, отплясывая лезгинку с ножом в зубах и опрокинул накрытый яствами — уставленный бутылками стол.

При этом, еще и непоследовательностью страдал.

Игорь Кио говорил:

«Если кто-то думает, что Михаил Николаевич Румянцев был непьющим, он сильно ошибается… Карандаш не начинал выпивать один – всегда звал всю свою клоунскую группу. Приехали они, к примеру, в Тбилиси – и после каждого представления он говорит помощникам: «Ну, интеллигенты (обычное его обращение к окружающим), пошли – в городе грипп, надо профилактику сделать…» Все шли в буфет, где он каждого угощал коньяком, – и пили напропалую. И так проходит дней семь – десять. Потом Карандаш «завязал», а втянувшиеся помощники продолжали по вечерам пропускать по рюмочке. И вдруг возмущенный Михаил Николаевич пишет докладную записку директору цирка, что с пьянством надо бороться…»

Когда директор Тбилисского цирка выразил свое недоумение по поводу происшедшего — Карандаш, мол, сам не без греха, — то услышал в ответ: «Я пью официально, министр знает».

Ага, министр (в данном случае имелась в виду Екатерина Фурцева) была в курсе, о чем свидетельствует реплика Олега Попова:

«Карандаш любил уединяться. Друзей у него почти не было. Ну и какая радость-то? Наливай! Когда встал вопрос, давать или не давать Карандашу звание народного, министр культуры Фурцева сказала: «Да вы что! Он же не просыхает!».

Непредсказуемость Карандаша стала головной болью руководства. Уволить клоуна приносящего громадные сборы, при этом не отлучающегося на съемки, как Никулин, и не ездящего за границу так часто, как Попов, не представлялось возможным. За Карандаша, что называется, боролись.

Борьба давала комические результаты.

Так к очередному празднику 7 ноября, когда в расписании Московского цирка стояли важные представления, дирекция начала опасаться со стороны Карандаша запоя. Положить его в больницу силой для экстренного лечения не могли. Было решено подпоить клоуна и уговорить лечь добровольно.

После представления в гримерке Карандаша собрались врач цирка Дмитрий Марьяновский, главный администратор Сандлер и артист Леонид Гоминюк. Вытащили бутылки с пивом и водкой. Начали застолье. В результате уговорщики перепились и остались ночевать в гардеробной Карандаша, а он уехал домой.

Долго так продолжаться не могло. Артисту пришлось вшить «торпеду». Благодушию это никак не способствовало.

Администратор Александр Тягинин вспоминал:

«Для Карандаша было настоящей трагедией отлучение от спиртного. Однажды мы зажарили поросенка и купили водочки. Михаил Николаевич тогда не пил, незадолго до этого зашился. Он взял в руки бутылку водки и принялся очень медленно ее открывать. Ему доставляло удовольствие пусть не выпить, так хоть открыть бутылку собственными руками. И тут один из работников цирка решил прийти на помощь. «Михаил Николаевич, что вы мучаетесь, давайте я открою!» — сказал он Карандашу и быстро откупорил бутылку. А потом произнес тост: «Давайте выпьем за здоровье Карандаша!» — «Оставь свой стакан и иди отсюда, — неожиданно ответил Карандаш. — Ты мне больше не нужен!» За свою инициативу артист крупно поплатился. Михаил Николаевич не допускал его до работы три представления подряд и не хотел брать на гастроли в Болгарию…»

Проблемы не кончились, ибо Карандаш периодически срывался, пока один из срывов — клоун в разгар циркового сезона уехал в Гагры, где вырезал капсулу и ударился в загул — не закончился микроинсультом.

Возможно, вовремя взявшись за ум Карандаш продлил свое пребывание и в жизни, и на арене. Справил восьмидесятилетний юбилей, выходя на манеж до самого конца. Последнее его выступление состоялось за двенадцать дней до смерти.

Светлая память!

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»