КиноСоветское киноТеатр

ПОЧЕМУ ОДИН ИЗ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЫ-СТУДИИ МХАТ, ВОСПИТАВШЕЙ ОЛЕГА ЕФРЕМОВА, В ОЛЕГЕ РАЗОЧАРОВАЛСЯ

Поговорим сегодня о Павле Массальском (1904-1979), актере не очень жаловавшим кино, благодаря которому его помнят, но очень любившим театр, начало развала которого пришлось ему лицезреть.

Массальский еще один ударенный МХАТом индивид. К Станиславскому он прибился после студий Шаляпина и Завадского. Это оказалось судьбой. Актер проработал во МХАТе 54 года, вплоть до самой смерти.

При этом, Массальский не совсем вписывался в реалистический тип лицедея, который культивировали Станиславский с Немировичем. Элегантный Массальский был создан для ролей заграничного репертуара и, на мой взгляд, был более уместен на сцене театра Вахтангова. Большинство ярких ролей Массальского во МХАТе — это ввод в старые, устоявшиеся спектакли. Он играл Барона («На дне») и Автора («Воскресенье») после Качалова; чеховского Тузенбаха после Хмелева; гоголевского Манилова после Кедрова; толстовского Вронского после Прудкина. 

Но визитной карточкой Павла стали именно роли заграничных весельчаков — Джингль в инсценировке «Пиквикского клуба»; беспутный Чарльз Сеферс в «Школе злословия»; лорд Горинг в «Идеальном муже».

"ШКОЛА ЗЛОСЛОВИЯ"
«ШКОЛА ЗЛОСЛОВИЯ»

Роман же с кино у Массальского сразу не задался. Как мог использовать кинематограф тех лет актера с аристократической, нездешней внешностью? Правильно, обратив в злодея. И зря Массальский сетовал на режиссера Александрова, который дал ему в фильме «Цирк» роль циничного антрепренера Франца фон Кнейшица, говоря что Александров заштамповал его дар. Причем тут Александров? Тут типаж…

Павел блистательно сыграл гада, использующего харрасмент в отношении милашки Любовь Орловой. 

Благодаря «Цирку» (недавно картину перевели в цвет), Массальского знают даже молодые люди, но ему от этого в 1936 и дальше было не легче. Роль фон Кнейшица перевела актера в разряд «негодяев», что редко становились главными героями советского кино. 

Усугубляя свое и без того плохое положение Массальский разругался с Александровым. Тот, делая упор на жену Орлову, везде подчеркивал ее основную роль в «Цирке». Вся Москва пестрела плакатами с изображением актрисы. Придя на премьеру «Цирка», Массальский столкнулся с афишей, где его фамилии не было вообще и развернулся восвояси. Его примеру последовал коллега по МХАТу Сергей Столяров. 

Все же Массальский успел еще раз сняться в роли фон Кнейшица в ревю «Наш цирк» (1937), а дальше в кино пошла текучка иностранцев и злыдней. Среди них выделялись убийца Лермонтова Мартынов в байопике поэту посвященном и польский король Сигизмунд в «Иване Грозном» Сергея Эйзенштейна. 

Только после шестидесяти Массальский засветился в экранизациях «Воскресенье», «Алые паруса» (отец Грея), «Гранатовый браслет». 

Все остальное время поглощал театр.

"ИВАН ГРОЗНЫЙ"
«ИВАН ГРОЗНЫЙ»

В 1947 Массальский начал преподавать в школе-студии МХАТ, выпустив таких артистов как Евгений Евстигнеев, Владимир Высоцкий, Татьяна Доронина, Олег Басилашвили.

С Дорониной, кстати, отношения Массальского не сложились сразу. Он ее попросту не принял, не занимал в ставящихся отрывках, смотрел мимо, не замечая. 

Позже Доронина возглавит МХАТ имени Горького. А незадолго до появления в Школе-студии Массальского туда поступит учиться Олег Ефремов.

Ефремова, как и Доронину, после окончания училища ждал фальстарт. В труппу МХАТа их не взяли. Олега забраковали, отдав предпочтение Алексею Покровскому. Алла Тарасова вынесла вердикт, сказав: «Зачем нам два одинаковых актера, они так похожи…» Уязвленный Ефремов заявил: «Я буду в этом театре главным режиссером! Я въеду сюда на белом коне!»

ПАВЕЛ МАССАЛЬСКИЙ ИГРАЕТ ЧЛЕНА ПРИЕМНОЙ КОМИССИИ В ФИЛЬМЕ "СТАРШАЯ СЕСТРА"
ПАВЕЛ МАССАЛЬСКИЙ ИГРАЕТ ЧЛЕНА ПРИЕМНОЙ КОМИССИИ В ФИЛЬМЕ «СТАРШАЯ СЕСТРА»

Въезд на коне оказался возможен, поскольку главный театр страны, вывеска режима, к 1970-ым годам оказался в жесточайшем кризисе. С одной стороны, наступило студийное время, зритель полюбил ефремовский «Современник» и любимовскую Таганку. С другой, МХАТ оказался в заложниках у великих стариков — Прудкина, Яншина, Тарасовой, Грибова, Массальского, Бориса Ливанова, Зуевой. 

Положением МХАТа озаботились на самом верху. На роль худрука претендовал Борис Ливанов. Именно в пику ему Яншин и Прудкин провели через Фурцеву к художественному руководству Ефремова.

Ефремов обогатил МХАТовский репертуар хитовым спектаклем «Соло для часов с боем», специально поставленным для старого поколения актеров. В этой постановке нашлась роль и для Массальского. Также выходил он в «Сладкоголосой птице юности». Но вообще разочарование Ефремовым наступило для него быстро. 

"АЛЫЕ ПАРУСА"
«АЛЫЕ ПАРУСА»

Ефремов оказался режиссером диктаторского типа. Ни о какой совместной работе над ролью, к чему привык Массальский, больше речь не шла. Ефремов его соображения просто пропускал мимо ушей. 

В составе других артистов старого поколения Массальский выступил против, когда Ефремов затеял постановку пьесы Леонида Зорина «Медная бабушка» о мытарствах Александра Сергеевича Пушкина. На роль Пушкина был приглашен Ролан Быков, тогда как старики стояли за то, чтобы отдать ее Олегу Стриженову. Быковская трактовка казалась им издевательской.

«Медную бабушку» закрыли по распоряжению Фурцевой.

Вряд ли это улучшило отношения Олега Ефремова с Павлом, хотя над могилой Массальского он нашел силы сказать несколько прочувствованных предложений, пообещав: «Я постараюсь быть таким же благородным, каким были Вы…»

Почему быть благородным у Ефремова не вышло? 

Об этом мы еще обязательно поговорим.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»