Почему не состоялась кинокарьера у «советской Одри Хепберн»?
26 апреля отмечает день рождения Галина Беляева, еще одна звезда советского кино 1980-ых. Мы уже говорили, что тогда на экранах появилась генерация актеров, которых не слишком принимал зритель, зато критики заходились в восторге: Игорь Нефедов (Игры со смертью Игоря Нефедова), Олег Меньшиков (ПРЕДАТЕЛЬСТВО, ИЛИ ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ? ТАТЬЯНА ДОГИЛЕВА ПРОТИВ ДРУГА ЮНОСТИ ОЛЕГА МЕНЬШИКОВА), Сергей Колтаков, Ольга Машная (ПОЧЕМУ НАДОЛГО ИСЧЕЗЛА АКТРИСА МАШНАЯ).
Беляева случай несколько иной. Она дебютировала так, что о ней заговорила и пресса, и средний зритель. Где-то пятилетку Беляева считалась восходящей звездой, пока все неожиданно не обрубилось.
Как и почему?
Беляева мечтала о балетной карьере, но еще до выпуска из хореографического училища попала в большое кино. Эмиль Лотяну утвердил семнадцатилетнюю девушку на главную роль в экранизацию Чехова «Мой ласковый и нежный зверь» (1978). Это, кстати, был самый первый фильм, который я посмотрел в кинотеатре. Сыграла Галина потрясающе, да и роль выпала неоднозначная, с достоевщинкой.
Режиссер фильма Лотяну уже имел опыт съемок с несовершеннолетней актрисой, плавно перетекающих в служебный роман. Речь идет о Светлане Тома, дебютирующей у Лотяну в картине «Красные поляны» (1965). Потом были «Лаутары» и «Табор уходит в небо». Снималась Тома и в «Звере…». К тому времени ей исполнилось тридцать лет, роман с режиссером давно заглох, остались лишь рабочие отношения.
Теперь Лотяну влюбился в Беляеву. Едва той исполнилось восемнадцать, позвал замуж. Разница между супругами составляла четверть века.
После выхода фильма его посмотрело свыше 26 миллионов зрителей, а критики захлебывались восторгом, аттестуя Беляеву «второй Одри Хепберн». Естественно, балет был тут же забыт. Галина поступила в Щуку.
Следующий ее успех случился в комедии «Ах, водевиль, водевиль…» (1979) Георгия Юнгвальда-Хилькевича. Благодаря богатому саундтреку и ярким актерским работам этот фильм занял достойное место в сетке праздничных телевизионных программ. В 1980-ые его трансляцию то и дело приурочивали к Новому году. Хилькевич в своих мемуарах нахвалиться не мог на Беляеву, однако, заметил, что старейший режиссер Леонид Трауберг сказал: «Вы открыли для шоу и ревю замечательную актрису. К сожалению, вы это открыли и вы это закроете. Потому что в нашей стране это не нужно».
Основным проектом для Беляевой стал байопик Лотяну о балерине Анне Павловой. Это дело обставили с излишним пафосом совместного производства. Кроме СССР участвовали Великобритания, ГДР, Куба и Франция. На одну из ролей Лотяну планировал пригласить Роберта де Ниро, но удовольствовался Мартином Скорсезе. Мечтающая некогда о балетной карьере Беляева теперь играла великую балерину, а Светлана Тома ее маму.
Беляева говорила:
«Проблемы начались на съемках этого фильма. Помню, продюсер недоумевал, почему Эмиль Владимирович настаивает, чтоб мы жили в разных номерах. Наверное, это мешало ему воспринимать меня со стороны, как героиню».
Если в «Моем ласковом и нежном звере» Лотяну все делал для Беляевой, то в «Анне Павловой»… В ряде сцен за умеющую танцевать Беляеву работала балерина Валентина Ганибалова, это при том, что хореографическое общество продавливало на главную роль кого-нибудь из балетных. Выбор Беляевой казался возмутительным кумовством, в Госкино полетели жалобы.
Но Лотяну не только заменил Беляеву в танцах дублершей, он ее и переозвучил Еленой Прокловой.
Сперва «Анну Павлову» попытались прокатать в кинотеатрах, выпустив двухсерийную версию, потом вышел пятисерийный телевизионный вариант. Провал оказался грандиозен, поскольку слишком многого ожидали от проекта.
На «Мосфильме» с Лотяну больше никто не хотел работать. Даже будь у него сценарий, не удалось бы собрать группу. Пришлось возвращаться в Молдавию.
Брак тоже рухнул. Темпераментный молдаванин забрал сына и уехал в Кишинев. В поисках ребенка Беляева дошла аж до обращения в комитет советских женщин. Сообщила ей о местонахождении сына никто иная как Светлана Тома. Ребенка забрали у отца прямо со съемочной площадки.
Какое-то время Беляеву по инерции использовали в качестве романтичной героини. У нее были главные женские роли в картинах «Герой ее романа» и «Черная стрела». Снималась она в семейных подрядах Бурляева и Бондарчук «Лермонтов» + «Детство Бемби» (ХОРОШИЙ АКТЕР НЕВЕДОМО ЗАЧЕМ СТАВШИЙ ПЛОХИМ РЕЖИССЕРОМ). «Героя ее романа» не видел, а остальные картины плохи, честно говоря, хотя в «Черной стреле» Беляева уместна, но слишком уж беден антураж у прославившегося постановками рыцарской классики Сергея Тарасова (РЫЦАРИ НА ЧАС. НЕ ПОВТОРИВШИЕ УСПЕХ СОВЕТСКИЕ РОБИН ГУД, АЙВЕНГО, ДИК ШЕЛТОН И КВЕНТИН ДОРВАРД).
Постепенно явления Беляевой в кино становились все реже, случайнее.
Зато она много играет в театре Маяковского.
И ни о чем не жалеет.