«Ты пропадешь в Киеве». Почему звезда фильма «За двумя зайцами» жалела о переезде на Украину
Актриса Маргарита Криницына (1932-2005) до самого конца сомневалась, что сделала правильный выбор, уехав вслед за мужем, сценаристом Евгением Оноприенко, работать в Киев. Именно, киностудия Довженко выписала Криницыной пропуск в вечность, подарив ей роль Прони Прокоповны в мегаблокбастере на украинском материале «За двумя зайцами» (1961). С другой стороны, как заметил работавший с Криницыной режиссер Шулаков: «Она же мечтала Медею сыграть, а ей торговок предлагали».
Здесь заметим только, что ей и торговок не больно предлагали.
Маргарита не была украинкой, она родилась на Урале, а, закончив актерский факультет ВГИКа успешно ассимилировалась, в Москве, начала потихоньку сниматься. Если бы киношная карьера не сложилась, у Маргариты имелся запасной вариант – она входила в штат театра Киноактера, ее приглашали на прослушивание театры Моссовета и Вахтангова.
Еще на четвертом курсе у актрисы случился брак с Евгением Оноприенко (1925-1997), который без Украины жизни не мыслил, желая работать только там. При этом Оноприенко, будучи действующим сценаристом, представлялся в плане актерской карьеры жены не очень надежным. У него всегда была в загашнике роль для Маргариты, но, во-первых, писал Оноприенко далеко не хиты, а во-вторых, то ли изначально закладывал для Криницыной роли поменьше, то ли жену сценариста на главные не утверждали. Кому сейчас и чего скажут названия фильмов по сценариям Оноприенко «Гори, моя звезда» (1957) да «Катя-Катюша» (1960), где играла Криницына?
Она признавалась:
«Никогда не хотела жить в Киеве. А что, собственно, здесь делать? Меня многие отговаривали, а режиссер Григорий Рошаль даже сказал: «Ты пропадешь в Киеве».
Но родилась дочь, у Оноприенко складывалось на студии Довженко, женщина не решалась резать по живому.
В 1959 она переезжает к мужу в Киев на постоянное место жительства.
В 1961 вспыхивает ее слава в водевиле «За двумя зайцами».
Изначально на роль цирюльника Голохвастова планировался маститый Николай Гриценко (Актер, забитый в психушке), а Проню Прокоповну должна была играть Майя Булгакова. В итоге утвердили Олега Борисова и Маргариту Криницыну (ПИСАТЕЛЬ ДОСТОЕВСКИЙ, АКТЕР БОРИСОВ И ЛЮДИ, КОТОРЫЕ НЕ ПОНИМАЛИ ОБОИХ). После премьеры киевляне готовы были носить эту пару на руках.
Существенная оговорка – радовались простые киевляне. В семье Криницыной ее работу просто не приняли. Маргарита рассказывала:
«Знаменитая я не проснулась, наоборот удрученная. Дочка сказала: «Мам, ты такая страшная!», муж возмущался: «Это надо было себя так изуродовать!», — и старался больше этот фильм не смотреть».
Что касается киношной общественности, после Прони Прокоповны на Криницыной была поставлена меточка. Актрису заваливали на всех более-менее значимых пробах. И если, скажем, провал кастинга в комедию «Девчата» режиссер фильма Юрий Чулюкин смог объяснить – требуют актрису московскую, потому пришлось взять Инну Макарову, — то неудачи с проектами Довженко представлялись загадкой, которую помог разгадать директор киностудии Альберт Путинцев. Он показал заезжей москвичке Криницыной письмо с подписями виднейших деятелей местной культурки, где черным по белому было выведено: «Артистка Криницына не может претендовать на главные роли, так как не соответствует украинскому идеалу женской красоты».
И почти десятилетие Криницына пробавлялась эпизодами пусть и в таких заметных лентах как «Свадьба в Малиновке», «Адъютант его превосходительства», «Цыган». Заметим, кстати, что и это были проекты столичных студий.
Все ненадолго изменилось в 1970, когда в комедию Леонида Миллионщикова «Меж высоких хлебов» Криницыну утвердил сам председатель Госкино Украины Большак.
Во время съемок у Криницыной возник роман с режиссером.
Она говорила:
«Тогда я вообще хотела развестись с Евгением. Но… Потом оказалось, что никто не собирался брать меня замуж. В общем, это была большая трагедия. Даже не хочется вспоминать».
А что там, кстати, с Евгением? Где он был со своими сценариями, когда жена барахталась в пучине эпизодических ролей?
Евгений приписывал для Маргариты рольки в фильмах «Большие хлопоты из-за маленького мальчика» (1968), «Смотреть в глаза» (1970). После успеха Криницыной в «Меж высоких хлебов» сочинил сценарий уже под нее. Картина «За твою судьбу» повествовала о женщине, которая девочкой была угнана во время войны в Германию, оказалась во Франции, а теперь вот решила навестить родные места. Криницына готовилась к роли, но вместо нее сыграла Елена Козелькова (ЕЛЕНА КОЗЕЛЬКОВА. ПОЧЕМУ АКТРИСА, ЛЮБИМАЯ НАЧАЛЬСТВОМ, ОТКАЗАЛАСЬ ОТ КИНОКАРЬЕРЫ). Нервы актрисы сдали, она наглоталась таблеток. Муж еле ее откачал, но скрыть инцидент не получилось, на студии Криницыну опять отправили в карантин.
Жаль, ибо следующий сценарий Оноприенко «В бой идут одни «старики», созданный им в соавторстве с Леонидом Быковым и Александром Сацким, прогремел на весь союз, а для Маргариты там бы роль нашлась («Моя вина – Лесь». Почему с сына Леонида Быкова не желали снять диагноз психически нездорового?).
Лишившись кино, Криницына попробовала пробиться на театральную сцену.
«Муж мне говорил, не волнуйся, в Киеве откроется такой же Театр киноактера, будет работа, но он открылся, кажется, лет через 25, открылся, поработали два года, и он, как говорит моя дочь, «щез».
На сцене этого недолгого просуществовавшего театра Киноактера Криницына добилась для себя постановки пьесы Эдварда Радзинского «Женщина с цветком и окнами на север».
И опять эпизоды, эпизоды, эпизоды… «Юркины рассветы», «Рожденная революцией», «Дни Турбиных», «Зеленый фургон». Фильмы по сценариям мужа «Предвещает победу», «Если враг не сдается…». В «Предвещает победу» была даже главная роль, просто фильм, как большинство историй Оноприенко, не прозвучал.
Совсем стало невмоготу, когда в 1997 умер Оноприенко, кино встало на паузу, два микроинсульта лишили актрису дара речи (речь потом восстановилась).
В сей момент началась вторая волна славы Прони Прокоповны. В 1999 на Андреевском спуске был установлен памятник героям фильма «За двумя зайцами»: цирюльник Голохвостый преклонил колено и подал ручку Проне Прокоповне. Памятник стал достопримечательностью Киева, объектом свадебных церемоний. Женихи и невесты считали обязанностью сфотографироваться возле фигур героев полюбившегося фильма.
Актрисе же это ни капли не помогло. Она выживала на нищенскую пенсию.
В 2003 был затеян новогодний мюзикл «За двумя зайцами», где первые скрипки играли Пугачева с Галкиным. В качестве рекламной акции в киевском ресторане встретились три исполнительницы ролей невест в разных вариациях «За двумя зайцами» — Тамара Яценко, Маргарита Криницына и Алла Пугачева. Пугачева преподнесла Криницыной колье (СМИ тут же подсчитали его стоимость – 18 000 гринов) и сделала сногсшибательное предложение.
«Она сказала: куплю вам дачу за городом, но я к этим словам отнеслась как-то несерьезно. Всю жизнь я хотела уехать в Москву, но, видно, уже не судьба. Слишком поздно».
Поздно… Пугачевское колье ушло в ломбард, ибо надо было оплачивать лекарства. Криницыну сразил очередной инсульт, обострился сахарный диабет.
Уходила она, как и жила, тяжело.
Светлая память!