ПОЧЕМУ НЕ СНИМАЛИ ЗИНАИДУ КИРИЕНКО? ОПЯТЬ ХАРАССМЕНТ?
9 июля отмечала день рождения актриса Зинаида Кириенко (1933-2022).
Отвечая на вопрос: «Трудно ли красивой женщине достойно прожить жизнь в кино?», Кириенко отмахивалась: «Нет, совсем нетрудно, просто врагов наживала. Вот и все».
Врагов красивая актриса наживала, как и все другие красивые актрисы, то бишь отказывая мужчине высокого полета.
Ага, опять харрасмент… (ХАРАССМЕНТ «КАПИТАНСКОЙ ДОЧКИ»)
Кириенко стала звездой в 1958 году, когда на экран вышла экранизация «Тихого Дона», сделанная ее учителем по ВГИКу Сергеем Герасимовым. Кириенко исполнила роль законной жены Григория Мелихова Натальи. В этом же году увидела свет последняя работа Александра Довженко «Поэма о море», где Зинаида сыграла дочь героя Бориса Андреева. Вдогонку появилась экранизация «Сороки-воровки», и там у Кириенко была главная роль.
В 1959 она сыграла жену Андрея Соколова в экранизации «Судьбы человека», в 1960-ом появилась в шпионском боевике «Вдали от Родины». На съемках «Казаков» (1961) встретила свою судьбу в лице семнадцатилетнего юноши Валеры Тарасевского. Через год, когда мальчику исполнилось восемнадцать, пара сочеталась браком. По иронии судьбы, едва у Кириенко родился первенец, мужа забрали в армию.
В 1965 Кириенко получила звание «Заслуженной артистки», а в 1966 у нее начались проблемы.
Как тяжело жить красивой женщине, Кириенко поняла сызмальства.
Она рассказывала:
«Как-то приехала к маме с проверкой одна банкирша, финансовые дела проверять. Тогда слово «лесбиянка» никто не произносил вслух, мы его просто не знали… Так вот, этой бабе женщины нравились, а мама моя была очень красивая.
И та гадина стала к ней приставать, получила отпор. И она, сволочь, сделала всё, чтобы маму мою и отчима посадили в тюрьму. Я почти год носила ей передачки, часами стояла под воротами тюрьмы. Потом, слава богу, разобрались и маму выпустили. Но никто даже не извинился перед ней».
В 1966 Кириенко полетела в составе делегации на декаду русского искусства в Среднюю Азию. Там на нее положил глаз заместитель председателя Государственного комитета по кинематографии при Совете министров СССР Владимир Баскаков. Он пригласил Кириенко с подругой в ресторан, где принялся хвастаться своими возможностями не дать денег на фильм даже учителю Зинаиды Герасимову. С трудом досидев до конца душного вечера, Кириенко распрощалась.
В Москву оба возвращались раньше времени, в одном самолете.
Интересно, что изначально Кириенко не светила имя Баскакова. На вопрос, известна ли фамилия недоброжелателя, из-за которого ее не снимали восемь лет, отвечала:
«Да, конечно. Мне назвал ее Станислав Ростоцкий. Бог судья этому человеку. Мы летели с ним в самолете … и он стал навязчиво ухаживать, положил на мои плечи свою голову. До сих пор с омерзением ее вспоминаю: перхоть на волосах и на пиджаке. Недвусмысленно говорил об интимных отношениях. Но я резко ему отказала и пересела».
«Он понял, сказал: «Что ж, нам с вами больше не ездить». А я еще съерничала: «Ну что вы, какие наши годы!» Отшила, в общем, и меня от кинематографа отрезали, словно люк задраили. А я и не понимала почему»
По словам Кириенко, «Почему» она пыталась выяснить именно у Баскакова, а тот ответил шуточкой: «Какие ваши годы!»
Спустя время после первых интервью о приставаниях чиновника актриса назвала и фамилию.
«Спустя много лет режиссёр Станислав Ростоцкий спрашивает: «Зина, а ты не знаешь Баскакова?» Я говорю: «Знаю, эта тварь пыталась ко мне приставать». Ростоцкий признался, что в актёрском отделе был список актрис, на котором вверху ручонкой этого деятеля был нарисован крестик. Была в том списке и моя фамилия. Так что крестик не на бумажке был поставлен, а в какой-то степени на судьбе актёрской».
Был ли список — не было, Баскаков ли его составил, чего теперь гадать. Но косвенные факты говорят в пользу рассказа Кириенко. Ее кинокарьера с 1966 по 1974 год явно находится в упадке. В 1973 Баскаков уходит из Госкино и Кириенко тут же утверждают на одну из главных ролей в дилогию Евгения Матвеева «Любовь земная» (1974) + «Судьба» (1977).
После фильмов Матвеева Кириенко завалили наградами, словно извиняясь за долгий простой. В 1977 она стала «Народной артисткой РСФСР», в 1978 получила Золотую медаль имени А. П. Довженко, в 1979 Государственную премию.
Кириенко перешла на возрастные роли, не дотягивающие до ее дебютных. Мое поколение запомнило ее как маму Сани Григорьева в многосерийной экранизации «Два капитана (1977). Неплоха была драматическая картина «Они были актерами» (1981).
Работала актриса до последнего.
И выглядела хорошо.
И пела прекрасно.
Светлая память!