ПОЧЕМУ НАДОЛГО ПРОПАЛ ИЗ КИНО ДМИТРИЙ ЗОЛОТУХИН
7 августа отмечает день рождения Дмитрий Золотухин (1958), «царь Петр Первый Советского кино».
В 1980-ые годы Дмитрий занимал совершенно особое место среди молодых кинозвезд тех лет – Владимира Шевелькова, Олега Меньшикова, Андрея Харитонова (Андрей Харитонов. Драма актера, который актером быть не хотел).
Какое именно?
И почему так быстро его потерял?
Отец Дмитрия актер Лев Золотухин (1926-1988) играл во МХАТе с 1954 года, сделав пусть не звездную, но крепкую карьеру в кино. Я запомнил его по роли отца главной героини в оттепельном хите «Застава Ильича», где он ярко показал конформиста, советующего молодому поколению меньше говорить, больше слушать.
Золотухин-старший котировался ролями военных («Горячий снег», «Блокада», «Рожденная революцией») да исторических персонажей (Бакунин в «Год как жизнь», Луначарский в «Крахе», Василевский в «Через Гоби и Хинган», Александр Третий в «Береге его жизни»).
Дмитрий Золотухин пошел по стопам отца. Отучился в школе-студии МХАТ и получил распределение на одну сцену с родителем.
В это время он уже снимался в дилогии «Юность Петра» и «Начало славных дел» Сергея Герасимова.
Герасимов предпочитал искать актеров среди своих учеников, но Дмитрий Золотухин настолько походил на Петра Первого внешне, что оказался вне конкуренции.
Насколько дилогия была популярна у широкого зрителя? Первая часть «Юность Петра» по сборам преодолела отметку в 23 миллиона проданных билетов, выбилась в лидеры проката, и Дмитрия Золотухина признали лучшим актером 1981 года по опросу журнала «Советский экран». А вот на вторую часть «В начале славных дел» народ уже не пошел.
Сам факт экранизации романа Алексея Толстого о зарождении российской государственности вполне вписывался в господствующий тренд «Вперед в прошлое!» («ДУРЕМАР» В РУСОФИЛЬСКОМ ТРЕНДЕ). Власть явно делала ставку на национальные чувства, обеспечивая широкий тракт писателям «деревенщикам» (Белову, Распутину, Лихоносову); воспевателям исторических подвигов России (Пикуль («НЕЧИСТАЯ СИЛА» ВАЛЕНТИНА ПИКУЛЯ), Балашов); слушаясь академика Лихачева; выделяя средства на постановку блокбастеров «Ярослав Мудрый», «Русь изначальная».
И Дмитрий Золотухин заложником этой тенденции стал.
Отснявшись в дилогии Герасимова актер без перерыва влился в проект «Россия молодая», экранизацию романа Юрия Германа. Объясняя свое желание еще раз блеснуть в роли Петра, Дмитрий говорил, что события телевизионной многосерийки являются продолжением «Начала славных дел».
Девять серий «России молодой» до сих пор часто демонстрируют по телевизору.
Золотухин же все более и более впадал если не в штамп, то в образ «Русского национального героя», работая в основном с режиссерами почвеннического направления. В 1982 Геннадий Васильев («Финист — Ясный Сокол», «Русь изначальная») снял его в фэнтэзи на былинную тему «Василий Буслаев». Николай Бурляев (ХОРОШИЙ АКТЕР НЕВЕДОМО ЗАЧЕМ СТАВШИЙ ПЛОХИМ РЕЖИССЕРОМ) показал Золотухина в роли дедушки Лермонтова. В фильме «Сильнее всех иных велений» актер перевоплотился в основателя первого русского народного хора князя Юрия Голицына. У Никиты Михалкова сыграл в картине «Очи черные» ветеринара чеховских времен.
Фильмов на современном материале, за исключением фантастической комедии Ричарда Викторова «Комета», в фильмографии Золотухина просто не было.
Не знаю, насколько работа приносила творческое удовлетворение. В 1982 Дмитрию пришлось покинуть МХАТ. В разгар киношной карьеры у него начались проблемы с голосовыми связками. После операции актер долгое время восстанавливался, говоря шепотом.
Сознавая зависимость актерской профессии, Золотухин решил попытать счастья в режиссуре, поступив учиться во ВГИК на курс Герасимова и Макаровой. Его дипломом была экранизация Леонида Андреева «Христиане». Насколько высоко котировался Дмитрий Золотухин в 1987 году, свидетельствует тот факт, что в его студенческую среднеметражную картину прибежали сниматься Любовь Полищук, Вадим Захарченко (Актер, сказавший: «Не рычи!»), Владимир Ивашов, Михаил Кононов (ПОЧЕМУ МИХАИЛ КОНОНОВ НЕ ЛЮБИЛ «БОЛЬШУЮ ПЕРЕМЕНУ»), Алексей Ванин. Свою последнюю роль сыграл в фильме сына Лев Золотухин.
Между тем, все для Дмитрия свернулось и свернулось стремительно. После 1987 года его перестали снимать. Причем, сам актер был в сложившейся ситуации не виноват. Как говорится, ничего личного. Ни пьянок, ни гулянок, ни звездной болезни. Просто культурная ситуация кардинально поменялась.
На исходе 1985 умер главный покровитель Золотухина Герасимов. В 1986 прошел «революционный» 5-ый съезд кинематографистов, на котором из состава правления вывели Бондарчука, Ростоцкого и Кулиджанова. Торжествующие либералы пустились в пляс, не догадываясь, что пляшут на костях государства, отпевая и собственную карьеру тоже.
Националистический тренд, в котором работал Золотухин, не то чтобы потерял актуальность, он стал маргинальным. Атмосферу начали делать не фильмы Бондарчука и романы Балашова, а общество «Память» и эскапады журнала «Наш современник».
Золотухин попытался перепрофилироваться, выпустив в 1994 картину «Зона Любэ». Тогда почти всё российское кино ушло в музыкальные клипы, а Дмитрий представил большой такой фильм-концерт одной из популярных групп. «Зона Любэ» прокатилась по фестивалям и позабылась.
После этого Дмитрий Золотухин надолго пропал с общественных радаров, занявшись цифровым ТВ. В последнее время вновь появился на киноэкране, в блокбастерах «Экипаж», «Несокрушимый».
Хорошо бы ему старого Петра Первого сыграть.
Элегантная ведь для актера штука, прожить с персонажем от и до.
Ну и других ролей пожелать Дмитрию тоже хочется.