ПОЧЕМУ ИВАН БОРТНИК ПЕРЕСТАЛ ИГРАТЬ
4 января ушел Иван Бортник (1939-2019), актер, чья жизнь была связана с театром на Таганке.
Мы уже разговаривали о непростых отношениях, которые сложились с театром этим у Леонида Филатова, но и Бортника таганская эпопея также оставила в итоге разочарованным («И ГДЕ ВСЯ МОЯ ПРАВОТА?», — ЗА ЧТО СЧИТАЛ СЕБЯ НАКАЗАННЫМ БОЛЕЗНЬЮ ЛЕОНИД ФИЛАТОВ и «АТМОСФЕРА В ЭТОМ ДОМЕ ПРОКЛЯТАЯ». ЗАЧЕМ ЛЕОНИД ФИЛАТОВ ВЫСТУПИЛ ПРОТИВ СВОЕГО УЧИТЕЛЯ ЮРИЯ ЛЮБИМОВА)
Бортник был человеком амбивалентным, раздираемым внутренними противоречиями. Непростой характер, ничего не желавший держать внутри, сразу выплескивающий наружу недовольство, плодя себе врагов — вот Бортник. Он сам говорил:
«Я же по матери-то Горячкин. А прапрадед у меня Лютый, из Запорожской степи. Значит, Горячкин я и Лютый. Мне мать еще говорила, у тебя, Ваня, врагов нет. Ты сам себе враг…»
Все это надо учитывать, анализируя отношения актера с миром и людьми.
Воспринимающийся большинством телезрителей как Промокашка из подворотни (не зря Бортник фильм, принесший ему славу, терпеть не мог (ПОЧЕМУ «ШАРАПОВ» ВЫНУЖДЕН ВСПОМИНАТЬ «ЖЕГЛОВА») Ваня был выходцем из интеллигентной семьи. Ему прочили будущее филолога. Уже в шесть лет мальчик выступал с собственными стихами перед глазами патриарха детской литературы Чуковского. Дальнейший путь, однако, предопределило именно выступление, а не стихи.
Иван поступил в ГИТИС, перешел в Щуку, где впервые столкнулся с Юрием Любимовым. Молодой преподаватель ставил со студентами отрывок из пьесы Островского «Без вины — виноватые». Бортник играл Незнамова.
Дальше их пути временно разошлись, ибо Бортник после окончания училища стал актером театра имени Гоголя.
На Таганке он оказался в 1967 при обстоятельствах скандальных. По пьяной лавочке 7 ноября (50 лет Советской власти!) Бортник попытался поймать такси и нечаянно подвернулся под правительственный кортеж. Естественно, его задержали, возник скандал, на работу полетело письмо. Из театра Гоголя Бортника попросили, а больше никто на работу не брал.
Руку помощи протянул только Любимов.
Бортник сразу стал лицом театра, сыграв Павла Власова в инсценировке романа Горького «Мать». Он выходил на сцену в «Что делать?», играл Соленого в «Трех сестрах» и Моцарта в «Пире во время чумы», Пимена в «Борисе Годунове», Башмачкина и Коробочку в «Ревизской сказке», Сатина в «На дне».
Особенные отношения сложились у Бортника с Владимиром Высоцким. Именно эта дружба в итоге посеяла первые зерна раздора между актером и Любимовым.
Любимов замкнул на Высоцком спектакль «Гамлет». Именно замкнул, Высоцкому не было замены, а сам актер был ненадежен и пару раз спектакль, на который люди специально приезжали со всех уголков страны, сорвал. Любимовым овладела мания воспитать в коллективе еще одного Гамлета. Предложение готовить роль получили Золотухин, Филатов, Бортник. Золотухин был не против начать репетировать, а вот Бортник резко отказался. Сам он говорил об этом так:
«Понимал, что никогда в жизни на это не пойду. Ну бред сивой кобылы! Представьте себе: начинается спектакль, Володя садился у стены с гитарой. Пока рассаживалась публика, он что-то наигрывал. Потом выходил: «Гул затих, я вышел на подмостки…» Все понимали, что это Высоцкий. И это «Гамлет»! А я что, сяду у стены, буду на гуслях играть? Или на баяне? Ну бред!»
Золотухину Любимов впрямую сказал тогда насчет Бортника: «У него есть богатство. Но он оказался таким трусом».
Увы, Высоцкого с Бортником связывала не только близость духовная, они любили гульнуть на пару. И это Любимову тоже не нравилось. Оправдываясь, Бортник говорил:
«Почему я начал употреблять? У меня такое ощущение, потому что застенчив был очень. А когда выпивал, как-то легче было общаться. Расслабляет, знаете ли. И мир по-другому видится»
В общем, Марина Влади возила из Парижа «Эспераль» на пару Володе с Ваней, что толкало Любимова к саркастическому замечанию: «Не вошьете в задницу спираль, уволю».
Когда Любимова лишили Советского гражданства и в театр пришел Эфрос, Бортник одним из первых начал с ним работать. Более того, он отказался подписать письмо с требованием вернуть Любимова на пост худрука. Любимов сие вряд ли забыл. Юрий Петрович не принадлежал к числу людей, ставящих во главу угла милосердие.
Вообще после смерти Высоцкого Таганка стала жертвой войны амбиций, театр превратился в своеобразную мясорубку, перемалывающую своих адептов. На поверхностный взгляд Бортник вывернулся, но это только на поверхностный взгляд. Насколько серьезно страдала его репутация свидетельствует дневниковая запись Валерия Золотухина:
«Бортника в черном свете Марина (Влади, — прим. авт.) в книге выставила как одного из тех, кто способствовал вольно или невольно ускорению приближения кончины В. В. (Высоцкого, — прим. авт.) А Крымова (жена Эфроса, — прим. авт.) записала его в убийцы Эфроса. Не много ли жертв у Ванечки? Или сам он жертва людских наветов?»
Не знаю при каких обстоятельствах Влади в чем-то Бортника обвинила, но в книге ее «Владимир, или Прерванный полет» содержится уничижительная характеристика Бортника, как талантливого человека с неудавшейся судьбой. Влади плюсует его к людям, что в жизни Владимира «были лишь лакеями».
С возвращением Юрия Петровича в жизни Бортника начался тяжелый период. Он вступил с Любимовым в вялотекущий конфликт, срывая спектакли, получая многочисленные выговоры и предложения уволиться. С одной стороны, все попытки Бортника наладить общение с шефом терпели крах из-за капризного характера последнего. Любимов обожал переворачивать ситуацию, выставлять Ивана невесть чем. Скажем, они нормально поговорят по телефону, а потом «Утром приходит на репетицию шеф. Мрачный. «Вчера звонил Бортник. Ночью. Пьяный. Требует главных ролей». Хотя я ему звонил днем, трезвый и ничего не требовал. Я вообще у него никогда ничего не требовал…»
Это с одной стороны, а с другой самому Ивану играть надоело. Он в актерской профессии разочаровался.
В 1998 Любимов поручил Бортнику роль в пьесе «Шарашка» по Солженицыну. Спектакль готовился к восьмидесятилетию автора «Архипелага ГУЛАГ» и был для театра важен. Роль Бортнику не нравилась, в середине репетиций он скандально покинул спектакль.
Как сказал Бортник: «От новых ролей я отнекивался, и в конце концов, Юрий Любимов понял, что в новых постановках я не хочу участвовать».
В репертуаре Таганки остался один спектакль с участием Бортника — «Высоцкий», но и оттуда Любимов актера убрал.
Да, Бортника настигла профессиональная усталость, он и сам уже ничего не хотел.
«Ну что, вот я думаю: приду в театр, помирюсь с Любимовым. И что дальше? Опять пою: «Я однажды гулял по столице, двух прохожих случайно зашиб…»? Ну хорошо, получу свою долю аплодисментов. И что, мне до 85 лет вот так «гулять по столице»? Ну бред сивой кобылы!..»
Ушел он на восьмидесятом году жизни из-за оторвавшегося тромба.
Светлая память!