КиноСоветское кино

Почему «Всесоюзная учительница» из фильма «Розыгрыш» 17 лет не видела собственного ребенка

2 января отмечала день рождения Евгения Ханаева (1921-1987).

У каждой актрисы свое время. Время Евгении Ханаевой настало, когда ей исполнилось пятьдесят.

Ханаева принадлежала к «золотой молодежи» сталинского времени. Ее папа был любимый солист вождя Никандр Ханаев. Певец Большого театра нередко услаждал слух правительства. Три Сталинских премии вручили ему.

При этом Ханаев был категорически против чтобы дочка становилась актрисой. В результате Евгения училась в Щепке тайно от отца, параллельно занимаясь на юридическом факультете. То ли обстоятельство разбросанности сказалось, то ли начавшаяся война, но Щепку Ханаева не закончила. Ей пришлось заново поступать в Школу-студию МХАТа, три года обучения в Щепке ей не зачлись.

Еще во время учебы Ханаева сошлась с другим представителем «золотой молодежи», сыном прославленного боксера Градополова Константином. Градополов-пэр вовсю снимался в кино («Боксеры») и сын решил пойти по его стопам. В немалой степени Ханаеву и Градополова сблизило чувство отчужденности, — педагоги и сокурсники отказывали им в таланте.

Не знаю, что там было с Градополовым, работавшим подобно Ханаевой на мхатовской сцене до старости, а Ханаевой предрекали вечное закулисье из-за внешних данных, неподходящих под амплуа лирической героини.

Какое-то время казалось, что педагоги правы. Ханаевой категорически во МХАТе не везло.

Ее курс поставил спектакль «Мещане» по Горькому. Тот получил хорошую прессу и шел на Сталинскую премию. Но мхатовские старики испугались конкуренции со стороны молодых актеров. «Мещан» забаллотировали.

Ханаева попала в сложную ситуацию. Мхатовские старожилы подмяли все роли под себя и делиться не собирались.

В этих обстоятельствах Ханаева решила уйти в тихую семейную жизнь, а там авось и с работой образуется. Мысль же поискать другой театр у нее даже не возникала, — МХАТ, только МХАТ. С Градополовым Евгения рассталась, а в новогоднюю ночь с 1950 на 1951 год познакомилась с будущим мужем — сыном главного бухгалтера МХАТа Анатолием Успенским. 

Родители, как с одной, так и с другой стороны, не одобрили выбор чад. Никандр Ханаев считал, что избранник дочери плебей, недостойный творческой семьи. Отец Анатолия утверждал, что сын мог бы выбрать невесту покрасивее.

Но Евгения ждала ребенка, и свадьбе выпало быть.

В 1953 Ханаева родила сына. Мальчика назвали Владимиром.

Ни шатко, ни валко Ханаева и Успенский прожили вместе 15 лет. А дальше Ханаева совершила кульбит.

"МОНОЛОГ"
«МОНОЛОГ»

Влюбившись в коллегу по сцене Льва Иванова, она приняла решение уйти из семьи, повесив четырнадцатилетнего сына на мужа. Сын обескураженно рассказывал об этом так: «А сделала это мама, ни с кем не попрощавшись. Меня дома не было. Следующая наша встреча произошла лишь через 17 лет…»

При этом надо заметить, что сам Иванов не собирался жертвовать ради Ханаевой своей семьей. Там была больная жена, которую актер выхаживал.

Итак, следующие семнадцать лет сын видел маму только по телевизору.

А по телевизору Ханаеву вдруг стали показывать много. После пятидесяти для нее настал творческий взлет, поскольку во МХАТ пришел Олег Ефремов, помнящий Ханаеву еще по «Мещанам». Более того, он звал актрису в «Современник», но тогда Ханаева ответила: «Извините, но я не верю в эти самодеятельные начинания. Я предана только МХАТу…»

Кроме театра актрису открыл кинематограф.

"РОЗЫГРЫШ"
«РОЗЫГРЫШ»

Первую заметную роль в кино Ханаева сыграла в 1972 году. Это был «Монолог» Ильи Авербаха.

Но главный прорыв случился, когда Ханаева исполнила роль учительницы в фильме Владимира Меньшова «Розыгрыш» (1976).

Ее завалили мешками писем, приглашали на обсуждение школьной реформы (забыв, что имеют дело с актрисой), вручили звание «Народной артистки РСФСР» и Государственную премию имени Крупской.

А главное роли, роли, роли. Что не роль, то попадание в десятку. «По семейным обстоятельствам» (1977), «Москва слезам не верит» (1979), «Старый Новый Год» (1980), «Блондинка за углом» (1984). Везде Ханаева на своем месте. Яркая, эксцентричная.

"МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ"
«МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ»

Пишут, что конец ее жизни обозначился, когда Ханаева попала в ДТП, однако, это не так. Не было ДТП, было просто резкое торможение перед светофором в результате которого голова Ханаевой резко откинулась назад, а верхний шейный позвонок сместился. С тех пор актрису мучили жуткие боли.

Только тогда 65-летняя Ханаева позвонила сыну. К чести парня, он отбросил детские обиды и последние два года жизни матери плотно с ней общался.

А Ханаева решилась на операцию, хотя нейрохирург Эдуард Кандель честно предупредил, шансы выжить после хирургического вмешательства фифти-фифти.
В октябре 1987 года операция состоялась.

Евгения Ханаева так и не вышла из комы.

А то бы узнала, что в последние минуты жизни ей присудили звание Народной артистки СССР.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»