КиноСоветское кино

ПОЧЕМУ ДАНЕЛИЯ, ГАЙДАЙ И МИХАЛКОВ ПОЛУЧАЛИ ГОНОРАР ЗА НЕКОТОРЫЕ ФИЛЬМЫ БОЛЬШЕ ОСТАЛЬНЫХ РЕЖИССЕРОВ

23 мая родился Григорий Чухрай (1921-2001), режиссер таких фильмов как «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо».

Не меньший вклад Чухрай внес в советское кино как продюсер. 

С 1968 по 1976 год он возглавлял Экспериментальное Творческое Объединение (ЭТО) «Мосфильма». 

Не будем вдаваться в историю создания объединения (достаточно долгую) да размышлять, — почему, несмотря на удавшийся эксперимент, ее таки закрыли. 

Совсем чуть остановимся на принципах работы ЭТО. 

В основе лежал хозрасчет. Объединение получало финансирование на фильм в кредит от государства. После выпуска картины в прокат кредит возвращался, а прибыль шла в карманы создателей. Естественно, объединение было заинтересовано в коммерческих картинах. Казалось бы, идеальная система для творцов, позволяющая иметь при социализме капиталистический заработок. 

Но у большинства режиссеров объединение Чухрая вызывало скепсис, а то и ненависть.  

Почему?

Все очень просто.

Чухрай вспоминал:

«Ко мне пришел пожилой режиссер. Фамилию его я не называю из этических соображений.

– Григорий Наумович, я хотел бы работать на вашей студии.

– Очень приятно. Но вам это будет невыгодно.

– Почему? Я слышал, что ваши режиссеры получают большие суммы…

Достаю статистику, смотрю, сколько зрителей собирали фильмы этого режиссера.

– Для того, чтобы у нас хорошо заработать, ваш фильм должен собрать в прокате больше семнадцати миллионов зрителей. Ваши фильмы никогда больше девяти миллионов не собирали. А при таких сборах вы у нас ничего не получите, кроме зарплаты.

Выражение лица режиссера из заискивающего становится злым.

– Но мы же не табуретки выпускаем, а произведения искусства! – замечает он.

Я бы мог сказать ему, что его фильмы далеки от искусства, что он обыкновенный конъюнктурщик, что он работает на «Мосфильме» только потому, что числится в штате и его нельзя выгнать. Но не в моих правилах обижать людей.

– Но семнадцать миллионов – это же варварство! Кто может собрать такое количество?

– Собирают и по тридцать и по пятьдесят…

– В таком случае ваша система – дерьмо!»

Хотя что говорить, не для всякого и хорошего режиссера ЭТО раскрывало двери. Принято приводить доводы, как хотел Чухрай запустить в производство Параджанова и Тарковского, но будем придерживаться фактов: не запустил. Не запустил и Шукшина, — его «Печки-лавочки» едва собрали искомые 17 миллионов, а остальные картины до заветной цифры не дотянули. Никто не мог предполагать, что шукшинская «Калина красная» станет хитом. 

Но к выпуску каких фильмов имело все же отношение чухраевское объединение?

Перечислим самые известные в порядке принесения прибыли. Какой фильм посмотрело в прокате больше зрителей в прокате, тот и первый.

1. «ТАБОР УХОДИТ В НЕБО» — 64,9 МИЛЛИОНОВ ЗРИТЕЛЕЙ (1976; РЕЖИССЕР – ЭМИЛЬ ЛОТЯНУ) 

Это случай, когда Чухрай поверил в режиссера, который не мог должным образом развернуться на студии «Молдова-фильм». Предыдущее творение Лотяну «Лаутары» поимело международный успех, но в прокате не собрало и 14 миллионов голов.

Впечатлившись сценарием о драматичной любви с цыганщиной ЭТО заключило контракт, согласно которому Лотяну привез из Молдавии свою команду. Результат превзошел самые смелые ожидания. «Табор уходит в небо» занял 13-ое место по посещаемости за всю историю кинопроката СССР.

2. «АФОНЯ» — 62,2 МИЛЛИОНА ЗРИТЕЛЕЙ (1975; РЕЖИССЕР – ГЕОРГИЙ ДАНЕЛИЯ)

Одной из двух звезд объединения был Георгий Данелия, сделавший там три фильма: «Не горюй!» (1969), «Совсем пропащий» (1973) и «Афоня».

Самой успешной стала социальная комедия о прожигающем свою жизнь сантехнике. Ее популярность в немалой степени объясняется тем, что до сих пор большинство россиян живет в состоянии Афони, чувствуя недовоплощенность и не в силах что-то с этим поделать. 

3. «КОРОНА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, ИЛИ СНОВА НЕУЛОВИМЫЕ» — 60,8 МИЛЛИОНОВ ЗРИТЕЛЕЙ (1971; РЕЖИССЕР – ЭДМОНД КЕОСАЯН)

Случай обратный случаю Лотяну. Если в результате успеха в ЭТО Лотяну перебрался из Молдавии в Москву, то Кеосаян уехал из Москвы в Армению.

Никто не сомневался, что продолжение о приключениях неуловимых мстителей будет атаковано зрителями. Так оно и случилось, но в стремлении сделать ленту более приключенческой Кеосаян перенасытил ее трюками и кафешантаном, дрейфуя от детского фильма к взрослой аудитории.

По картине ударила пресса, и многочисленные недруги успешного режиссера вынудили его перебазироваться из мосфильмовского ЭТО на студию «Арменфильм».

4. «ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ» — 60,7 МИЛЛИОНОВ ЗРИТЕЛЕЙ (1973; РЕЖИССЕР – ЛЕОНИД ГАЙДАЙ)

Вторая звезда ЭТО Леонид Гайдай снял в рамках объединения трилогию на основе литературы 1920-ых: «12 стульев» (1971), «Не может быть!» (1975) и, самый успешный из тройки в финансовом отношении, «Иван Васильевич меняет профессию» (1973).

Именно на этом фильме разразился скандал, из-за слишком больших гонораров. Гайдай получил за съемки 18 000 рублей. Для сравнения: за «Кавказскую пленницу, или Новые приключения Шурика» ему заплатили 4140 + 2000 за работу над сценарием. 

Чухрай вспоминал:

«Меня вызывают в ЦК.

– На вас поступают жалобы. Ваши режиссеры наживаются.

– Мы работаем в точном соответствии с Постановлением Совета Министров СССР.

– Но это же непорядок, что Гайдай получает такие суммы.

– Напротив, порядок. Фильм Гайдая собрал 56 млн. зрителей. Государство получило огромные суммы. Гайдай получил то, что ему положено.

– Но другие люди получают значительно меньше…

– Они и дают государству несравнимо меньше. Их фильмы не окупают в прокате даже четверти затрат на их производство. Пусть они снимут такой фильм, как Гайдай, и они заработают столько».

5. «ЛЮБОВЬ ЗЕМНАЯ» — 50,9 МИЛЛИОНОВ ЗРИТЕЛЕЙ (1974; РЕЖИССЕР – ЕВГЕНИЙ МАТВЕЕВ)

Матвеева было принято считать «партийным середнячком», не учитывая его хитовый дебют в режиссуре — фильм «Цыган» (Автор Будулая). Стоило ему совместить социальный пафос с мелодрамой и экранизация романа Петра Проскурина превзошла по сборам «Цыгана». Появившееся через два года продолжение «Любви земной» «Судьба» была еще успешнее, но к тому моменту ЭТО уже разогнали. 

6. «ЗЕМЛЯ САННИКОВА» — 41,1 МИЛЛИОН ЗРИТЕЛЕЙ (1973; РЕЖИССЕРЫ – АЛЬБЕРТ МКРТЧЯН; ЛЕОНИД ПОПОВ)

Я уже писал о конфликте, который разгорелся на съемках экранизации романа Владимира Обручева «Земля Санникова». Звездные актеры выступили против режиссеров с требованием их заменить и проиграли. 

Учитывая хозрасчетные принципы работы ЭТО, понятно почему. Жесткий контракт не позволял объединению скинуть режиссеров с корабля, а поводов к увольнению режиссеры не давали. И для производства они были важнее самого раскрученного на экране лица.

В итоге все срослось: «Земля Санникова» окупилась, несмотря на скандальные простои.

7. «БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ» — 34,5 МИЛЛИОНОВ ЗРИТЕЛЕЙ (1970; РЕЖИССЕР – ВЛАДИМИР МОТЫЛЬ)

Работа над этим «истерном» началась еще в 1967 году на Экспериментальной творческой киностудии (ЭТО стало ее преемницей).

Противником картины неожиданно выступил сам Чухрай. По его мнению, был перерасход средств, а Мотыль с материалом не справлялся. Производство «Белого солнца пустыни» законсервировали. Он бы вообще на экране не появился, но Министерство финансов отказалось списывать истраченные деньги, пришлось искать дополнительное финансирование и картину заканчивать.

Нам на радость.

8. «РАБА ЛЮБВИ» — 11,2 МИЛЛИОНА (1974; РЕЖИССЕР – НИКИТА МИХАЛКОВ)

Не все фильмы ЭТО были успешны, значения своего не теряя.

Сценарий Андрона Кончаловского и Фридриха Горенштейна «Нечаянные радости» Чухрай пригласил ставить своего вгиковского ученика Рустама Хамдамова, поразившего всех короткометражкой «В горах мое сердце». Хамдамов проигнорировал сценарий, начав делать что-то свое, и был отстранен от кино на десять лет с лишним.

На площадке появился брат одного из сценаристов Никита Михалков, снявший одну из лучших своих картин.

Таковы самые известные фильмы продюсера Григория Чухрая.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»