ПОЧЕМУ ДАНЕЛИЯ, ГАЙДАЙ И МИХАЛКОВ ПОЛУЧАЛИ ГОНОРАР ЗА НЕКОТОРЫЕ ФИЛЬМЫ БОЛЬШЕ ОСТАЛЬНЫХ РЕЖИССЕРОВ
23 мая родился Григорий Чухрай (1921-2001), режиссер таких фильмов как «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо».
Не меньший вклад Чухрай внес в советское кино как продюсер.
С 1968 по 1976 год он возглавлял Экспериментальное Творческое Объединение (ЭТО) «Мосфильма».
Не будем вдаваться в историю создания объединения (достаточно долгую) да размышлять, — почему, несмотря на удавшийся эксперимент, ее таки закрыли.
Совсем чуть остановимся на принципах работы ЭТО.
В основе лежал хозрасчет. Объединение получало финансирование на фильм в кредит от государства. После выпуска картины в прокат кредит возвращался, а прибыль шла в карманы создателей. Естественно, объединение было заинтересовано в коммерческих картинах. Казалось бы, идеальная система для творцов, позволяющая иметь при социализме капиталистический заработок.
Но у большинства режиссеров объединение Чухрая вызывало скепсис, а то и ненависть.
Почему?
Чухрай вспоминал:
«Ко мне пришел пожилой режиссер. Фамилию его я не называю из этических соображений.
– Григорий Наумович, я хотел бы работать на вашей студии.
– Очень приятно. Но вам это будет невыгодно.
– Почему? Я слышал, что ваши режиссеры получают большие суммы…
Достаю статистику, смотрю, сколько зрителей собирали фильмы этого режиссера.
– Для того, чтобы у нас хорошо заработать, ваш фильм должен собрать в прокате больше семнадцати миллионов зрителей. Ваши фильмы никогда больше девяти миллионов не собирали. А при таких сборах вы у нас ничего не получите, кроме зарплаты.
Выражение лица режиссера из заискивающего становится злым.
– Но мы же не табуретки выпускаем, а произведения искусства! – замечает он.
Я бы мог сказать ему, что его фильмы далеки от искусства, что он обыкновенный конъюнктурщик, что он работает на «Мосфильме» только потому, что числится в штате и его нельзя выгнать. Но не в моих правилах обижать людей.
– Но семнадцать миллионов – это же варварство! Кто может собрать такое количество?
– Собирают и по тридцать и по пятьдесят…
– В таком случае ваша система – дерьмо!»
Хотя что говорить, не для всякого и хорошего режиссера ЭТО раскрывало двери. Принято приводить доводы, как хотел Чухрай запустить в производство Параджанова и Тарковского, но будем придерживаться фактов: не запустил. Не запустил и Шукшина, — его «Печки-лавочки» едва собрали искомые 17 миллионов, а остальные картины до заветной цифры не дотянули. Никто не мог предполагать, что шукшинская «Калина красная» станет хитом.
Но к выпуску каких фильмов имело все же отношение чухраевское объединение?
Перечислим самые известные в порядке принесения прибыли. Какой фильм посмотрело в прокате больше зрителей в прокате, тот и первый.
1. «ТАБОР УХОДИТ В НЕБО» — 64,9 МИЛЛИОНОВ ЗРИТЕЛЕЙ (1976; РЕЖИССЕР – ЭМИЛЬ ЛОТЯНУ)
Это случай, когда Чухрай поверил в режиссера, который не мог должным образом развернуться на студии «Молдова-фильм». Предыдущее творение Лотяну «Лаутары» поимело международный успех, но в прокате не собрало и 14 миллионов голов.
Впечатлившись сценарием о драматичной любви с цыганщиной ЭТО заключило контракт, согласно которому Лотяну привез из Молдавии свою команду. Результат превзошел самые смелые ожидания. «Табор уходит в небо» занял 13-ое место по посещаемости за всю историю кинопроката СССР.
2. «АФОНЯ» — 62,2 МИЛЛИОНА ЗРИТЕЛЕЙ (1975; РЕЖИССЕР – ГЕОРГИЙ ДАНЕЛИЯ)
Одной из двух звезд объединения был Георгий Данелия, сделавший там три фильма: «Не горюй!» (1969), «Совсем пропащий» (1973) и «Афоня».
Самой успешной стала социальная комедия о прожигающем свою жизнь сантехнике. Ее популярность в немалой степени объясняется тем, что до сих пор большинство россиян живет в состоянии Афони, чувствуя недовоплощенность и не в силах что-то с этим поделать.
3. «КОРОНА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, ИЛИ СНОВА НЕУЛОВИМЫЕ» — 60,8 МИЛЛИОНОВ ЗРИТЕЛЕЙ (1971; РЕЖИССЕР – ЭДМОНД КЕОСАЯН)
Случай обратный случаю Лотяну. Если в результате успеха в ЭТО Лотяну перебрался из Молдавии в Москву, то Кеосаян уехал из Москвы в Армению.
Никто не сомневался, что продолжение о приключениях неуловимых мстителей будет атаковано зрителями. Так оно и случилось, но в стремлении сделать ленту более приключенческой Кеосаян перенасытил ее трюками и кафешантаном, дрейфуя от детского фильма к взрослой аудитории.
По картине ударила пресса, и многочисленные недруги успешного режиссера вынудили его перебазироваться из мосфильмовского ЭТО на студию «Арменфильм».
4. «ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МЕНЯЕТ ПРОФЕССИЮ» — 60,7 МИЛЛИОНОВ ЗРИТЕЛЕЙ (1973; РЕЖИССЕР – ЛЕОНИД ГАЙДАЙ)
Вторая звезда ЭТО Леонид Гайдай снял в рамках объединения трилогию на основе литературы 1920-ых: «12 стульев» (1971), «Не может быть!» (1975) и, самый успешный из тройки в финансовом отношении, «Иван Васильевич меняет профессию» (1973).
Именно на этом фильме разразился скандал, из-за слишком больших гонораров. Гайдай получил за съемки 18 000 рублей. Для сравнения: за «Кавказскую пленницу, или Новые приключения Шурика» ему заплатили 4140 + 2000 за работу над сценарием.
Чухрай вспоминал:
«Меня вызывают в ЦК.
– На вас поступают жалобы. Ваши режиссеры наживаются.
– Мы работаем в точном соответствии с Постановлением Совета Министров СССР.
– Но это же непорядок, что Гайдай получает такие суммы.
– Напротив, порядок. Фильм Гайдая собрал 56 млн. зрителей. Государство получило огромные суммы. Гайдай получил то, что ему положено.
– Но другие люди получают значительно меньше…
– Они и дают государству несравнимо меньше. Их фильмы не окупают в прокате даже четверти затрат на их производство. Пусть они снимут такой фильм, как Гайдай, и они заработают столько».
5. «ЛЮБОВЬ ЗЕМНАЯ» — 50,9 МИЛЛИОНОВ ЗРИТЕЛЕЙ (1974; РЕЖИССЕР – ЕВГЕНИЙ МАТВЕЕВ)
Матвеева было принято считать «партийным середнячком», не учитывая его хитовый дебют в режиссуре — фильм «Цыган» (Автор Будулая). Стоило ему совместить социальный пафос с мелодрамой и экранизация романа Петра Проскурина превзошла по сборам «Цыгана». Появившееся через два года продолжение «Любви земной» «Судьба» была еще успешнее, но к тому моменту ЭТО уже разогнали.
6. «ЗЕМЛЯ САННИКОВА» — 41,1 МИЛЛИОН ЗРИТЕЛЕЙ (1973; РЕЖИССЕРЫ – АЛЬБЕРТ МКРТЧЯН; ЛЕОНИД ПОПОВ)
Я уже писал о конфликте, который разгорелся на съемках экранизации романа Владимира Обручева «Земля Санникова». Звездные актеры выступили против режиссеров с требованием их заменить и проиграли.
Учитывая хозрасчетные принципы работы ЭТО, понятно почему. Жесткий контракт не позволял объединению скинуть режиссеров с корабля, а поводов к увольнению режиссеры не давали. И для производства они были важнее самого раскрученного на экране лица.
В итоге все срослось: «Земля Санникова» окупилась, несмотря на скандальные простои.
7. «БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ» — 34,5 МИЛЛИОНОВ ЗРИТЕЛЕЙ (1970; РЕЖИССЕР – ВЛАДИМИР МОТЫЛЬ)
Работа над этим «истерном» началась еще в 1967 году на Экспериментальной творческой киностудии (ЭТО стало ее преемницей).
Противником картины неожиданно выступил сам Чухрай. По его мнению, был перерасход средств, а Мотыль с материалом не справлялся. Производство «Белого солнца пустыни» законсервировали. Он бы вообще на экране не появился, но Министерство финансов отказалось списывать истраченные деньги, пришлось искать дополнительное финансирование и картину заканчивать.
Нам на радость.
8. «РАБА ЛЮБВИ» — 11,2 МИЛЛИОНА (1974; РЕЖИССЕР – НИКИТА МИХАЛКОВ)
Не все фильмы ЭТО были успешны, значения своего не теряя.
Сценарий Андрона Кончаловского и Фридриха Горенштейна «Нечаянные радости» Чухрай пригласил ставить своего вгиковского ученика Рустама Хамдамова, поразившего всех короткометражкой «В горах мое сердце». Хамдамов проигнорировал сценарий, начав делать что-то свое, и был отстранен от кино на десять лет с лишним.
На площадке появился брат одного из сценаристов Никита Михалков, снявший одну из лучших своих картин.
Таковы самые известные фильмы продюсера Григория Чухрая.