Литература

Джанни Родари в СССР

23 октября родился Джанни Родари, автор грандиозной сказки «Приключения Чиполлино».

Однако, насколько помню, самым цитируемым произведением Родари в СССР моего детства (1980-ые) был не «Чиполлино», а стишок «Чем пахнут ремесла», который засовывали в каждую хрестоматию. Не любил я этого стишка, признаться. Учился я со скрипом, любил каникулы, с апреля вообще забывал об учебниках и укоряющий посыл: «Только безделье не пахнет никак!» принимал на свой счет. 

А «Приключения Чиполлино» любил больше «Карлсона», «Незнайки», «Чебурашки». Я ценил все сюжетное, драйвовое, приключенческое. Интересовал смак, гениально пойманный в сюжете журнала «Ералаш»: «А тот к этому подходит! На! По тумбочке! А этот этому по чайнику!».

В «Приключениях Чиполлино» все было на месте — хулиганистый герой-ровесник, закрученный сюжет, колоритные герои, социальный пафос. В необходимости социалистической революции, о которой говорили большевики, меня убедили не слова Ленина, а похождения мальчика-луковки. 

ВОТ ТАКАЯ КНИЖКА С РИСУНКАМИ СУТЕЕВА У МЕНЯ БЫЛА
ВОТ ТАКАЯ КНИЖКА С РИСУНКАМИ СУТЕЕВА У МЕНЯ БЫЛА

Чиполлино окружал советского ребенка везде в виде игрушек, пластинок, «Веселых картинок», задорной песенки: «Я веселый Чиполлино, вырос я в Италии…» 

И ВОТ ТАКАЯ ПЛАСТИНКА
И ВОТ ТАКАЯ ПЛАСТИНКА

А вот с мультфильмом про Чиполлино сложнее. Снятый в 1961 году Борисом Дежкиным он, в отличие от мультов про Винни-Пуха, Чебурашку, Карлсона, длился сорок минут и потому оказался невпихуем в стандартные программы мультфильмов. Его пускали в эфир только в рамках телепередачи «В гостях у сказки». Во всяком случае, именно так обстояли дела на московском ТВ образца первой половины 1980-ых.

Но мультфильм не разочаровывал, а вот картина Тамары Лисициан «Чиполлино» (1973) являла зрелище унылое, несмотря на присутствие Владимира Басова, Рины Зеленой, Георгия Вицина, Натальи Крачковской… В начале фильма камео появился сам Родари. Ничего не получилось, а жаль (Советский «Чиполлино»).

Лисициан удалось реабилитироваться следующей работой по Родари — экранизацией сказки «Джельсомино в стране лжецов» (1977), где был хорош Сережа Крупенников, тот же Басов, да и вообще смотрелся фильм с интересом. Может, потому что я не читал книги? 

Что там по Родари еще?

В 1958 году Иван Аксенчук выпустил красочный мультфильм «Мальчик из Неаполя», сценарий к которому написал Александр Галич. Я безумно любил сказки Аксенчука, особенно «Ореховый прутик» и «Аист», потому безумно жалею, что «Мальчика из Неаполя» в детстве не посмотрел.

Зато «Рассеянный Джованни» Анатолия Петрова, входящий в сборник «Веселая карусель» помню хорошо. Конечно, тогда я не мог оценить авангардную манеру режиссера и до сих пор не догоняю, к чему понадобилось засовывать не рассчитанный на детское восприятие мультфильм в детский журнал. Впрочем, «Веселая карусель» еще и не такими вывертами славилась.

Еще один мрак, мультфильм «Голубая стрела» (1985) Иосифа Доукши и Майи Бузиновой. Мрачная кукольная лента была, тем не менее, полна рождественской поэтичности, а нам бы подраться. Впрочем, к тому времени, я из мультфильмов вообще вырос. 

Увы, в моем представлении Родари остался автором одной книжки. Сборник «Сказки по телефону» меня не впечатлил, а из стихов Родари вместо игровой эстетики шибало социальное моралите, которое он так тщательно в «Чиполлино» заретушировал приключениями.

Но сказка про мальчика — луковку, она на века.

Как и ее создатель.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»