НИКОЛАЙ ЭКК — НОВАТОР, ОТЛУЧЕННЫЙ ОТ КИНО
14 июля 1976 года умер кинорежиссер Николай Экк (Ивакин). А вот дата его рождения до сих пор под вопросом.
Николай Экк был режиссером – новатором, проводником новой, не всегда совершенной, техники. Таким всегда сложно. Начав с триумфа, Экк закончил отлучением от любимой профессии.
Экк утверждал, что родился в 1902 году. Творческий путь начал как режиссер-лаборант у Мейерхольда.
Годы вхождения Экка в кинематограф совпали с появлением в кино звука. Первые несколько лет советский кинематограф использовал звук, как аттракцион, не более. Не было адекватной системы записи, нормальной аппаратуры, все делалось методом проб и ошибок. На экраны выпускались «Звуковые сборные программы» — нарезка из апробированных театром монологов, песенок, чтения стихов. В одном из таких выпусков и дебютировал Экк как режиссер.
Вслед за тем Экк начинает добиваться полнометражной постановки звуковой картины. Его жена Регина Янушкевич пишет сценарий о колонии, где перевоспитывают беспризорников. Картина «Путевка в жизнь» становится первым звуковым художественным фильмом СССР.
О том, какие технические трудности стояли перед киношниками, вспоминал актер Михаил Жаров:
«Картина была первой художественно-звуковой, которую снимали по системе инженера Тагера. Тогда звук начали снимать на двух системах: ленинградцы снимали по системе инженера Шорина; москвичи — по системе инженера Тагера — энтузиаста, восторженно-беспокойного человека, который всегда присутствовал на первых наших съемках и первом прослушивании актерских голосов.
Техника звуковой синхронной съемки была тогда «фантастической». На съемочный аппарат, после того как оператор навел фокус и приготовился к съемке, чтобы в микрофон не попадал его треск, надевали бокс. Это было громоздкое сооружение из свинца с войлочной прокладкой; его подносили на носилках и накрывали съемочный аппарат сверху. Только после этой операции начиналась синхронная звуковая съемка. Бокс был настолько тяжел, что штатив съемочного аппарата часто не выдерживал — ножки раздвигались, и под тяжестью бокса аппарат «садился». Все начинали сначала, иногда по нескольку раз. Но все были энтузиастами, и беды никого не угнетали. Тагер с азартом брался руководить надеванием бокса, и неудач от этого было еще больше.
Как оператор Пронин ни уговаривал закутать одеялами свой аппарат, клянясь «всеми богами», что треска не будет — Нестеров, звукооператор — это была новая профессия — ничего не хотел слушать, ужасно волновался и требовал, чтобы бокс был обязательно надет на аппарат. Бокс в конце концов водворялся на аппарат, и начиналась съемка».
1 июня 1931 года в московской консерватории состоялась премьера «Путевки в жизнь». Фильм чем-то не потрафил Деткомиссии ВЦИКа и его с показов сняли. Спасло только вмешательство Сталина, который удивился: «Не понимаю, что тут нужно запрещать».
«Путевку в жизнь» купили 26 стран. Фильм получил награду на Международном кинофестивале в Венеции. Но, главное, картину полюбил зритель, ибо кроме пафоса строительства новой жизни там была показана хулиганская вольница. Жиган в исполнении Михаила Жарова оказался близок весьма многим, как и Мустафа Ферт в исполнении марийского паренька Йывана Кырлы.
Первую неудачу Экк потерпел сразу после грандиозного успеха. Он затеял съемки фильма «Пролетарское чудо», рассказывающего о строительстве Дворца Советов. Ради сего Дворца взорвали Храм Христа Спасителя, планируя возвести без малого полукилометровое в высоту здание с венчающей фигурой Ленина. Но проект заморозили, как и фильм отдавшего три года съемкам Экка.
Между тем, в кино полноценно пришел цвет и Экком овладевает новая идея: снять первый полный метр в цвете.
Проект получает название «Соловей-соловушко» (позже его назовут «Груня Корнакова») и рассказывает о бунте работниц фарфорового завода в дореволюционной России.
Одну из ролей там сыграл сам режиссер, а в роли главной героини выступила Валентина Ивашева. Ивашевой Экк увлекся настолько, что бросил Янушкевич.
Именно на съемках «Соловья-Соловушки» Экк еще раз прошел по самому по краю. Ивашева, выполняя сложный трюк, получила ожоги. Возникло уголовное дело, НКВД взялось за Экка вплотную. Выяснило, что никакой он не Экк 1902 года рождения, а Николай Ивакин 1896 года. Будучи мобилизован со студенческой скамьи в Белую армию Ивакин, стремясь этот факт скрыть, обменялся документами с умершим другом.
Но взять Экка оказалось не так-то просто. Он снимал первую советскую цветную картину, на которую ухлопали уйму государственных денег. Потому, получив приказ с самого верха, НКВД отстало.
А картина не складывалась.
Съемка велась по технологии, разработанной оператором Федором Проворовым, и была идентична американскому «Синеколору». Профессионалы фильм раздолбали, говоря, что Экк режиссер хороший, но вот техника кустарная. И хотя на премьере в открытом Зеленом театре Парка Горького зрители качали Экка и Ивашеву на руках до успеха «Путевки…» «Соловью…» было далеко.
В 1938 Экк снял еще одну цветную картину с Ивашевой в главной роли, — экранизацию «Сорочинской ярмарки» Гоголя. Это последний его успех.
Проблема Экка была в том, что он не мог просто делать кино. Душа жаждала экспериментов. После звука и цвета Экк увлекся стереоизображением. Картину «Синяя птица» закрыли из-за перерасхода средств.
Рушится и семейная жизнь с Ивашевой. Актриса рожает ребенка, который проживет всего несколько дней. Это несчастье провоцирует разрыв некогда крепкой пары.
Окончательную точку в творческой биографии режиссера ставит визит будущего министра кинематографии Ивана Большакова в Ташкент, где эвакуированный Экк снимает фильм «Голубые скалы». Большаков обнаруживает перерасход средств и отставание по графику. Защищаясь, Экк обвиняет в срыве производства киностудию. Но Большаков сильнее, он добивается постановления о запрете для Экка снимать. Приказ датирован 22 ноября 1941 года.
Насколько плотно оказался вычеркнутым Экк из кинопроцесса и общественной жизни свидетельствует тот факт, что многие были убеждены в его пребывании в местах не столь отдаленных. Михаил Жаров прямо писал:
«Экк оказался жертвой ужасного произвола — его арестовали и сослали, сломав начисто жизнь талантливого, энергичного художника… Жалко, что исковеркали жизнь человека, который еще много мог бы создать прекрасных картин»
Да нет, Экк ходил по столичным улицам, писал сценарии, обивал пороги студий, умоляя дать ему шанс работать. Стучался письмами к Сталину, Суслову, пытался объяснится с Большаковым — бестолку. Период малокартинья лишал Экка шансов на работу в кино.
Нет работы, жилья, есть только куча обязанностей, — в эвакуации Экк женился третий раз; у него растет дочка, да и сестра-инвалид на иждивении режиссера.
Только в 1957 году Экка допускают до его же фильма, разрешая сделать новую звуковую редакцию «Путевки в жизнь». Фильм выходит в повторный прокат, а режиссер снова скитается без работы.
За десять лет Экк снял короткометражку «Мамочка и два трутня» да стереофильм «Человек в зеленой перчатке» (1967). Премьерой этой картины об одноруком циркаче открылся зал для показа стереофильмов в кинотеатре «Октябрь». К сожалению, Экк снял «Человека в зеленой перчатке» по устаревающей системе «Стерео 35/19», к началу 1970-ых она уже с экрана сходила. Через пару месяцев демонстрации «Человека в зеленой перчатке» сняли с проката, хотя обычно стереофильмы, ввиду их малого количества, прокатывались годами. Экк снова, теперь уже до самой смерти, гулял без работы.
Такова невеселая судьба новатора, искателя, режиссера, оставившего неизгладимый след созданием первого звукового фильма СССР.