КиноСоветское кино

Выкинутый с Таганки Шаповалов

Виталий Шаповалов (1939-2017) был неразрывно связан с театром на Таганке, из которого его так беспардонно выбросили на улицу.

В «Щуку» Шаповалов поступил в предельном возрасте 25-ти лет. За плечами у него было Хабаровское музыкальное училище по классу трубы и служба в армии. 

В театральном Шаповалов и заслужил прозвище «Шапен», сопровождавшее его до конца дней.

Режиссер театра на Таганке Юрий Любимов принял актера в труппу едва тот, обладающий нехилым музыкальным образованием, спел под гитару.

Так и вышло, что история Шаповалова – это история театра Любимова, славная в первой своей половине и какая-то бытово неряшливая во второй.

Бытование на таганской сцене отличалось для Шаповалова тем, что роли он получал вопреки режиссерским планам. Нет ни одного спектакля, поставленного Любимовым специально для Шаповалова. В «А зори здесь тихие…» Шаповалов получил роль старшины Васькова, поскольку артист эту роль готовящий запил. Получил Пугачева в одноименной пьесе, так как Таганку покинул Николай Губенко. Подобрал роль Свидригайлова после Владимира Высоцкого. Когда Шаповалов ввелся в спектакль «Послушайте!» по Маяковскому, то Лиля Брик вынесла вердикт, что ближе всех к Маяковскому стихи читает именно он. 

В РОЛИ ПОНТИЯ ПИЛАТА ("МАСТЕР И МАРГАРИТА")
В РОЛИ ПОНТИЯ ПИЛАТА («МАСТЕР И МАРГАРИТА»)

Любимов, признавая талант Шаповалова, относился к нему с опаской. Режиссер-диктатор терпеть не мог самостоятельные актерские поиски, а Виталий в этом плане был непредсказуем. Любимов называл его «Неуправляемой саблей Чапаева».

Артисты Таганки много снимались в кино, упрочивая славу театра. Шаповалов относился к кинематографу иронично, говоря:

«Кино — это популярность, деньги, слава. А театр — это творчество, особая атмосфера, живые глаза зрителей». 

Но в 1980-ых Виталию удалось сыграть в кино роли, по которым его запомнили. Как забудешь Осадчего из фильма «Грачи» с его «Мама, а я летчика люблю»? Или Ноздрева из экранизации «Мертвых душ»? Графа Фоско из детектива «Женщина в белом»?

"ГРАЧИ"
«ГРАЧИ»

В театре тоже все обстояло неплохо. Репертуар Шаповалова пополнился ролью Понтия Пилата в постановке «Мастера и Маргариты».

Гроза разразилась в 1985. Власти лишили Любимова театра и Родины. Шаповалов в знак протеста ушел в театр «Современник». За ним туда последовали Вениамин Смехов и Леонид Филатов. 

Но в 1987, Любимов снова стал триумфатором. Шаповалов вернулся обратно.

Это оказалось ошибкой, ибо получив почти неограниченную власть, Любимов начал куролесить. Театр на Таганке с каждым годом терял зрителей, да в новых спектаклях роли для Шаповалова не находились. 

Виталий признавался:

«Я расплачиваюсь сейчас. Мне фартило всю жизнь: любимая профессия, лучшие роли, которые я сыграл, лучший театр… Я наигрался. А сегодня от профессии — устал. Она выжимает, а я уже всё в ней знаю…» 

"ЖЕНЩИНА В БЕЛОМ"
«ЖЕНЩИНА В БЕЛОМ»

Несмотря на всезнание, актер вряд ли предполагал, что стоит ему сломать шейку бедра, как Любимов выгонит отдавшего таганской сцене сорок лет актера прочь, заподозрив, что он покупает больничные.

25 октября 2017 года Шаповалов опять неудачно упал. Вывих вправили, но в процессе реабилитации нога отекла. Не выдержав, операции организм сдался.

14 ноября 2017 года актер скончался.

Светлая память!

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»