Битва титановЕсенинЛитература

«ВАШЕ СЛОВО СЛЮНЯВИТ СОБИНОВ…» СКАНДАЛ У ГРОБА ЕСЕНИНА

7 июня отмечал день рождения Леонид Собинов (1872-1934), оперный певец во время оно котировавшийся наравне с Шаляпиным.

Мне Собинов интересен прежде всего скандалом, который разразился после самоубийства поэта Есенина.

Поговорим об этом подробнее.

Думаю всем любителям русской поэзии известно стихотворение Маяковского «Сергею Есенину», где Владимир Владимирович решал проблемы борьбы с «есенинщиной», побивая ненароком и поэзию пролетарскую. Именно там он позволил себе выпад против Собинова.

Вам и памятник еще не слит, —

где он, бронзы звон или гранита грань? —

а к решеткам памяти уже понанесли

посвящений и воспоминаний дрянь.

Ваше имя в платочки рассоплено,

ваше слово слюнявит Собинов,

и выводит под берёзкой дохлой —

«Ни слова, о дру-уг мой, ни вздо-о-о-о-ха».

Эх, поговорить бы иначе

с этим самым с Леонидом Лоэнгринычем!

Встать бы здесь гремящим скандалистом: —

Не позволю мямлить стих и мять!

Оглушить бы их трехпалым свистом

в бабушку и в бога душу мать!

Мы уже говорили, что на смерть Есенина была создана гора стихотворного шлака, но при чем тут Собинов («РАЗВЕ ТАК ПОЭТА НАДО БЫ ПОЧТИТЬ?». СТИШКИ НА СМЕРТЬ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА)?

Непонятно, где он оскормился. Ряд источников говорит, что Собинов, не чувствуя сколь момент неуместен, дал концерт непосредственно на похоронах Сергея. Исполнил ни к селу, ни к городу арию Лоэнгрина из оперы Вагнера (отсюда Леонид Лоэнгриныч). Но из слов самого Маяковского понятно, что возмутило его выступление Собинова 18 января 1926 года на вечере памяти Есенина во МХАТе. Пел Собинова не арию из Верди, а песенку на музыку Чайковского, на стишки Плещеева «Молчание».

Вот как это расценивал сам Маяковский:

«Вскоре после смерти Есенина в помещении Художественного театра состоялся вечер его памяти. На фоне тощей, надломившейся березки выступали с «прочувствованными» речами ораторы. Затем Собинов тоненьким голоском запел: «Ни слова, о друг мой, ни вздоха, мы будем с тобой молчаливы»… хотя молчалив был только один Есенин, а Собинов продолжал петь. Вся эта обстановка произвела на меня удручающее впечатление…»

Почему Маяковский назначил ответственным за вакханалию только Собинова? Доподлинно известно, что у гроба со стихами Сергея выступал Качалов, а концертные администраторы окучивали Августу Миклашевскую, дабы она взяла бы да и выступила со стихами ей посвященными (цикл «Любовь хулигана»).

Собинов не оставил выпад Маяковского без ответа. Не так давно был найден автограф его эпиграммы «Маяковскому», занесенный в «Чуккокалу» дедушки Корнея. Стишок, что и говорить, неуклюжий:

Маяковскому.

Погиб Есенин… Ты же, гнусный гад, живешь

И каждый день смердишь своей вонючей пастью…

Тифозную с тобой хотел сравнить бы вошь,

Но ты живешь, они же все погибли к счастью.

Л.С.

Почему «к счастью»?

А для рифмы.

Ладно, время все расставило по своим местам и Собинова, как большинство певцов ртом забыли, а Есенин и Маяковский читаемы по прежнему.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»