КиноСоветское кино

НЕУСПЕХИ И УДАЧИ ДРАМАТУРГА БРАГИНСКОГО БЕЗ ЭЛЬДАРА РЯЗАНОВА

26 мая умер Эмиль Брагинский (1921-1998), драматург, еще раз доказавший, что успех фильма нередко зависит от работы в тесной связке с режиссером.

Брагинский был записным драматургом Эльдара Рязанова. На протяжении 21 года он написал в соавторстве с ним сценарии таких нетленок как «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Гараж», «Вокзал для двоих», «Забытая мелодия для флейты».

Выходя из под пригляда Рязанова Брагинский мгновенно превращался из драматурга первого ряда в кондового середнячка. Он неплохо знал советский быт; учитывая практику «Служебного романа» и «Иронии…» мог создать напряжение между мужским и женским характером, но его истории не выводились на уровень высокой болезни, пребывая в статусе среднего здоровья.

Самые известные фильмы Брагинского до Рязанова это экранизация рассказа Джека Лондона «Мексиканец» спасенная от небытия участием Олега Стриженова; мелодрама «Если ты прав…», в основу которой лег наделавший шуму рассказ Георгия Шелеста «Самородок» (редактор «Известий» зять Хрущева Аджубей опубликовал плакатный «Самородок» за пару дней до выхода «Одного дня Ивана Денисовича», стремясь застолбить лагерную тему); совместный фильм с японцами «Маленький беглец», продемонстрировавший как постарел всего за пару лет любимец советских зрителей поджарый Юрий Никулин.

"МАЛЕНЬКИЙ БЕГЛЕЦ"
«МАЛЕНЬКИЙ БЕГЛЕЦ»

В 1966 Брагинский начал работу с Рязановым и следующая самостоятельная заметная киноработа появилась у него только в 1972 году. То была беззубая комедия «Учитель пения», поставленная Наумом Бирманом. Главный герой, любящий детей и собак, оказался  настолько добрым, что в существовании персонажа смогла убедить только гениальная игра Андрея Попова. Но — основное качество самостоятельных фильмов Брагинского — «Учитель пения» не напрягал. Он проходил ненавязчивым фоном.

Брагинский и Бирман сошлись также на картине «Шаг навстречу» (1975), слепленном на чем придется сборнике незамысловатых анекдотов из жизни недотепистых граждан. В «Шаге навстречу» Брагинский допустил уж совсем грубый драматургический просчет, сдав названием интригу первой новеллы и вообще не сильно заморачивался соединением анекдотиков в единую линию, доказывая, что зарисовки эти более уместны в журнале «Фитиль», а не полном метре. 

В 1977 вышел фильм Петра Фоменко по сценарию Брагинского «Почти смешная история». Видел я его давно, и, признаться, думал, что разыграно сие действо о любви двух немолодых людей по пьесе Арбузова. Не помня саму картину, помню ее поистине замечательный саундтрек: «Под музыку Вивальди», «Я леплю из пластилина», «Синий цвет».

Еще одну категорически несмешную комедию по Брагинскому поставила Алла Сурикова. В фильме «Суета сует» (1978) речь шла о супругах, которые собираются разводиться да не разведутся. Хотя дуэт Галины Польских и Фрунзика Мкртчана это уже смешно, на экране вышло не очень. Будучи мастером диалога, Брагинский не желал выходить за тематику бытовых недоразумений между мужчиной и женщиной, культивируя надутую, высосанную из пальца проблему. То, что он делал, вполне укладывалось в антураж короля «Библиотечки «Крокодила» Леонида Ленча.

Но в 1983 году Брагинский совершил качественный скачок. В мелодраме «Нежданно-негаданно» Геннадия Мелконяна была, как минимум, интересно решена коллизия «духовное — материальное». Дуэт Татьяны Догилевой и Юрия Богатырева тонко разыграл историю любви нотариуса к наследнице антиквариата. Выяснилось, что любви мешает материя и уж лучше без нее, — один из самых внедряемых, кстати, советских мифов, призванный безнадежно бороться с крепнущим вещизмом.

Последний успех на советском пространстве выпал Брагинскому, когда он совместно с Валентином Черных написал сценарий напряженной драмы «Любовь с привилегиями». Ее поставил в 1989 Владимир Кучинский (Режиссер, убивший оператора) История о женщине, которая выходит за номенклатурного пенсионера, а в процессе выясняет, что тот имеет отношение к посадке ее отца, вполне ложилась в перестроечный контекст, но была хорошо продумана и классно сыграна Вячеславом Тихоновым и Любовью Полищук.

Работал Брагинский до последнего. Уже в новейшие времена он вернулся к сотрудничеству с Рязановым.

Но это уже другая история.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Проверьте также
Закрыть
Кнопка «Наверх»