КиноСоветское кино

Рабочий Василий Никандров: «Я — Ленин, я вам свободу дал!»

«Кинолениниана» насчитывает тучу актерских работ. Но первым на экране Ленина воплотил вовсе не актер, а рабочий Василий Никандров.
В жизни его был всего один звездный год, — 1927.

Василий Никандров (1869-1944) сильно смахивал на Ленина. Сперва, это не больно ему мешало, благо о Ленине никто в среде Василия не слыхивал.
Никандров работал токарем-оружейником на питерском Путиловском заводе. После революции 1905 года увлекся политикой, предоставляя свое жилье под явочную квартиру.
Во время Первой Мировой перебрался в Лысьву, где чуть соприкоснулся с театром (участвовал в самодеятельности).
В Гражданскую воевал в составе Красной Армии. Потом служил в Пермской ЧК.
Именно тогда газеты запестрели фотками Ильича и сослуживцы над Никандровым подтрунивали.
Ему это льстило. Никандров даже стал одеваться под Ленина: жилет, кепка, все дела.

В 1927 году к десятилетию Октябрьской революции решили создать юбилейный фильм. Ставил его мировой триумфатор Сергей Эйзенштейн. Фильм назывался «Октябрь». Но куда «Октябрю» без Ленина?
Крупская была категорически против, чтобы ее мужа играл какой-то там актер. Эйзенштейн ее в этом вопросе поддержал. Он тоже ратовал за использование типажей. Тем более, роль для Ленина предполагалась по метражу не ахти — три эпизода.
Начали отсматривать двойников.
Все не нравились.

Никандрова нашел режиссер Борис Чайковский. Он снимал в Новороссийске фильм «В плену у белых» и в массовке выхватил взглядом вылитого Ильича.

Никандров понравился и Эйзенштейну, и Крупской, и сестре Ленина Марии.
Во время съемок Никандрова даже не использовали грим: так был похож!
Вот только играть не умел.
И камеры боялся.

По иронии судьбы возился с Никандровым ассистент Эйзенштейна Максим Штраух (в будущем один из эталонных исполнителей роли Ленина).
Вот что он рассказывал:

«Мне очень трудно было готовить Никандрова к съемкам. Уже первые дни работы над фильмом показали, что у Василия по сути нет никакого сценического опыта. Этот темпераментный человек, очень гордившийся своей ленинской внешностью, во время съемок был временами беспомощен».

Сам Никандров тоже рассуждал о трудностях, признавая: «Одно утешение, что я рабочий, а не артист».
И все же над ролью Никандров работал: многократно беседовал с Крупской; смотрел хронику; запоминал походку, жесты.
Параллельно снимался в роли Ленина у Барнета, в фильме «Москва в Октябре».

То, что Эйзенштейн не ошибся с выбором, свидетельствует следующий факт: когда Никандрова выпускали на съемочную площадку, офигевшая массовка принимала его, как настоящего Ленина. Не нужно было никаких режиссерских команд. Все кричали «Ура!» и швыряли вверх шапки. 

К сожалению, Никандров воспринял роль Ильича с блаженной серьезностью. Он не мог выйти из образа вне съемочной площадки. Идентификация с вождем зашкаливала, приводя к курьезным ситуациям.
Вот что вспоминал Александр Городницкий, чей отец принимал участие в съемках «Октября»:

«Однажды отцу в очередной раз поручили привезти Никандрова в Смольный на съемку. Жил тот в Европейской гостинице. Когда отец поднялся на второй этаж и постучал в номер, его не оказалось. Горничная сказала, что Никандров вчера не ночевал, а накануне с ним был неожиданный скандал. Он поднялся вечером в … ресторан «Крыша», где кутили татары, и, подсев к ним за стол и изрядно набравшись, начал куролесить. Потом затеял драку. Когда вызванные милиционеры стали его забирать, он вырывался а кричал: «Кого забираете, гады! Я — Ленин, я вам свободу дал!» В какое отделение его увезли, было неизвестно. Пришлось звонить в Смольный и выяснять, куда забрали Никандрова. Когда отец разыскал отделение, где сидел Никандров, дежурный заявил ему, что афериста, работающего под Ленина, он не отпустит. Пришлось снова звонить в Смольный, в административную группу. Там сказали: «Ждите в милиции — мы позвоним Подвойскому». Примерно через полчаса Никандрова освободили. Выглядел он весьма неприглядно: лицо обрюзгшее, под глазом — огромный синяк. В таком помятом виде отец и привез его в Смольный на съемку. Там ему устроили изрядную выволочку, загримировали синяк под глазом и выпустили на площадку под восторженные овации «революционных рабочих и крестьян»

По выходе на экраны «Октября» на Никандрова налетел Владимир Маяковский. Очень он ему не понравился.

«Пользуюсь случаем при разговоре о кино еще раз всяческим образом протестовать против инсценировок Ленина через разных похожих Никандровых. Отвратительно видеть, когда человек принимает похожие на Ленина позы и делает похожие телодвижения — и за этой внешностью чувствуется полная пустота, полное отсутствие мысли. Совершенно правильно сказал один товарищ, что Никандров похож не на Ленина, а на все статуи с него»

Тем не менее, сразу после окончания съемок Никандрова пригласили в Малый театр. Три месяца он изображал Ильича в спектакле «1917». Выходил Никандров только в финальных эпизодах, срывая бешеный аплодисмант.

Дальнейшая его жизнь интереса для культуры не представляет. Дни свои Никандров закончил в Ростове-на-Дону, где продолжал чудесатить.
А в кино пришли другие, профессиональные «Ильичи»: Щукин, Штраух, Каюров, Смоктуновский… Имя им – легион.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»