КиноСоветское кино

ПОЧЕМУ У «ЕФРЕЙТОРА ЗБРУЕВА» КАРЬЕРА СЛОЖИЛАСЬ, А У «МАМОЧКИ» И «ГОГИ» НЕТ

27 июня отмечает день рождения Семен Морозов (1946), актер со счастливой творческой судьбой, особливо если сравнить его путь с зигзагами Александра Кавалерова (Как беспризорник Мамочка из фильма «Республика ШКИД» стал бомжом) и простоями длиною в жизнь Виктора Перевалова (Трагедия Иванушки из сказки Роу «Марья-искусница»)

А сравнения напрашиваются — все трое сыграли яркие роли в подростковом возрасте, ворвавшись в кино прямо с хулиганистых улиц.

В свой первый фильм – экранизацию приключенческой повести Гайдара «На графских развалинах» — Морозов попал, когда в родной двор, где он играл с пацанами, зашла ассистент по актерам Татьяна Лыжина. Чтобы оценить рассказ Морозова о дальнейших событиях замечу, что к его родителям частенько прибегали с жалобами на сына.  

Итак, Лыжина…

«Зашла в наш двор и крикнула: «Кто хочет сниматься в кино?» К ней побежали все, кроме меня. А она подошла ко мне и погладила по голове. Я этого очень не любил, сбросил её руку и сказал: «Бабуля, отойдите от меня». И она попросила отвести её к моей маме. Я довёл её до нужного этажа, а сам остался стоять в дверях лифта, чтобы в случае чего дать дёру. Через некоторое время они вышли, и, промокая передником слезы, мама сказала: «Он же вам киностудию сожжёт!»

"НА ГРАФСКИХ РАЗВАЛИНАХ"
«НА ГРАФСКИХ РАЗВАЛИНАХ»

Фильм Владимира Скуйбина «На графских развалинах» (1957) не то чтобы сделал одиннадцатилетнего Морозова звездой. После удачных съемок его портфолио валялось в картотеке «Мосфильма» пять лет. Только в 1962 году о Морозове вспомнил дебютирующий в качестве режиссера актер Ролан Быков. В комедии «Семь нянек» о том, как коллектив комсомольцев пытается перевоспитать хулигана, Быков думал играть четырнадцатилетнего парня сам. По шкодливой фактуре он может и подходил, но вот возраст Христа гримом не замазывался. Осмотрев кучу мальчишек, Быков представил худсовету три кандидатуры: Никиту Михалкова, Валерия Рыжакова и Семена Морозова. 

Худсовет прошел Морозов.

Сперва роль ему не давалась, будем все же помнить, что актерские навыки были у Морозова минимальны, только собачья органика. С Быковым у своенравного подростка доходило чуть ли не до драки. 

Постепенно отношения наладились и в «Семи няньках» Морозов сыграл замечательно, после чего загремел в армию. Именно на армии, стопорнулся Виктор Перевалов — выпав на два года, он не смог возобновить карьеру в прежнем темпе. Морозов пробыл в армии недолго (потом он будет дослуживать), за восходящую звезду похлопотали, дав возможность выдержать вступительные экзамены во ВГИК.

Здесь опять вспомним, что Кавалеров в институте учиться не смог из-за постоянных съемок, а Перевалов даже никуда не поступал. Морозов же получил два Вгиковских диплома, о чем ниже.

Съемки во время учебы не приветствовались, то есть, после успеха у Морозова все равно возник еще один пятилетний простой. Не армия, так институт…

В 1969 году широкий зритель, наконец, увидел Морозова снова, но в такой отвратной роли… В драме Бориса Волчека «Обвиняются в убийстве» Морозов сыграл одного из негодяев, забивших до смерти парня вступившегося за честь девушки. 

Зато следующий фильм сделал актера наново звездой. Веселая комедия Виталия Мельникова «Семь невест ефрейтора Збруева» (1970) стала лидером проката.   

И пошло: «Три дня в Москве», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Личной безопасности не гарантирую», «В старых ритмах». Морозов словно добирал за годы простоя, однако, запомнился все же, как Збруев, а не по двойной роли в комедии «Если бы я был начальником» и не в детском фильме «Просто ужас!», где играл школьника, который поменялся телами с папой. В дальнейшем Морозов сожалел, что снимался в массе проходных ролей, рассчитывая вытянуть, заранее обреченные на забвение, картины. 

"ПРОСТО УЖАС!"
«ПРОСТО УЖАС!»

А еще актер решил подстраховаться. Первая жена Морозова Мария Лобышева в интервью «Экспресс-газете» вспоминала:

«Семена то приглашали сниматься, то он маялся в простоях. И тогда я предложила ему пойти учиться на режиссера. Он снова поступил во ВГИК, на курс Георгия Данелия. Совсем недавно при встрече Сеня меня благодарил, что подтолкнула его тогда, ведь режиссерская профессия помогла ему пережить непростые годы, когда он не был востребован как актер».

Поставил Морозов всего один полный метр. Вышедшая в 1988 году комедия «Происшествие в Утинозерске» какой-то сверхрежиссурой не блистала. Фильм получился откровенно слабым, да и сам Морозов это понимал.

В 1990-ые он прикрепился штатным режиссером к проекту Бориса Грачевского «Ералаш». К сожалению, я не могу оценить веселые истории Морозова, — сохраняя теплоту к «Ералашу» моего детства, новый давно не смотрю. 

Что ж, пожелаем нашему любимому актеру здоровья и новых работ!

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»