КиноСоветское кино

КАК ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ГОСТЕЛЕРАДИО ЛАПИН ПЫТАЛСЯ РЕЗАТЬ ФИЛЬМЫ, ИЗВЕСТНЫЕ ЗРИТЕЛЮ ДОСКОНАЛЬНО

15 июля родился Сергей Лапин (1912-1990), председатель Гостелерадио СССР, сформировавший телевидение, при котором жили припеваючи граждане застоя. 

В период либеральных реформ, расширявшие цензурные рамки демократы, навешали на Лапина всех собак. И такой он, и сякой, душитель свобод. 

Мы уже говорили о Лапине (ЛАПИН И ЕВРЕИ), который, конечно лапой не был, а был руководителем государственного ТВ. 

Сегодня коснемся еще одного момента, — цензуры Лапиным уже снятых фильмов.

Итак, что мы видим сейчас?

Рекламу, прерывающую замысел творца, там, где заблагорассудится. Финальные титры, ускоренно бегущие по экрану под деформированную музыку. Нашлепки лейблов заслоняющие низ кадра на треть, явно мешая восприятию.

Телек не смотрю лет десять, но четко помню как на независимом (тогда) НТВ обкорнали фильм Феллини «Город женщин», вырезав фривольные кадры. Или как по ОРТ классика с участием Мерилин Монро «Река, откуда не возвращаются» последние минут двадцать демонстрировалась с чего-то без дубляжа, на языке оригинала. 

Я уж не говорю о том, что сейчас, плюя на зрителей, запросто могут прервать показ не рейтингового сериала на середине.

А вот Лапин…

Заняв в 1970-ом ответственный пост, он действительно решил попробовать границы своей власти. Его аккуратно поставили на место.

Одним из первых пострадал от Лапина фильм Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Поскольку СССР устанавливал дружбу с африканскими странами (взяв их на кормежку за «спасибо»), Лапин счел неуместным пробег Алексея Смирнова в дикарском виде.

Также вылетела фраза «Надо, Федя, надо», в которой Лапин с перепугу уловил намек на Фиделя Кастро.

Но вообще в случае кино Лапин боялся не идеологической бяки, а обнаженки. Вот с ней он решил бороться основательно, вооружившись цензурными ножницами. В результате 8 апреля 1972 года фильм «Бриллиантовая рука», собравший в прокате до черта денег и уже дважды показанный по телевизору, вышел с покоцанной сценой соблазнения товарища Горбункова. Получилось глупо, поскольку сцену эту бачил чуть ли не каждый гражданин СССР (некоторые особо озабоченные только ее у телевизора и ждали).

Не знаю, сколько возмущенных произволом писем полетело в Гостелерадио, история сохранила только реакцию Юрия Никулина, который в одном из интервью посетовал на испорченное настроение от показа. 

На майские праздники того же года состоялась телепремьера фильма «Бумбараш» с вырезанной сценой облегчения главного героя по маленькой. Здесь возмутился сын автора «Бумбараша» Тимур Гайдар, заведующий военным отделом газеты «Правда». В отличие от Никулина он мог позвонить Лапину лично и как следует его отчитать. Вернув купированную сцену, Лапин обещал больше фильм не трогать. 

Один из последних скандалов с цензурой снятых фильмов случился в 1975. Дело опять крылось в обнаженке. 

Экранизация «А зори здесь тихие…» включала в себя сцену в женской бане, которую режиссер Ростоцкий чудом отстоял в Госкино. Снятый в 1972 году фильм триумфально прошел по кинотеатрам. Телепремьера состоялась три года спустя. Сцена в бане была вырезана.

И опять Лапин получил окорот, на сей раз от режиссера. Ростоцкий затеял дискуссию на страницах «Литературной газеты». При следующих показах баню пришлось вернуть.

Таковы неудачные попытки Лапина вмешаться в творческий процесс, покоцав   известные зрителю ленты. 

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»