КиноСоветское кино

ЕЛЕНА КОЗЕЛЬКОВА. ПОЧЕМУ АКТРИСА, ЛЮБИМАЯ НАЧАЛЬСТВОМ, ОТКАЗАЛАСЬ ОТ КИНОКАРЬЕРЫ

25 марта отмечает день рождения Елена Козелькова, актриса, которая пришла в профессию поздно и попыталась занять в кино 1970-ых свою нишу.

В определенный момент Елену раскручивали, причем на государственном уровне, но достаточно быстро актриса перешла с первых ролей на вспомогательные, о чем ни разу не пожалела, ибо у нее был театр.

Почему же так быстро Козелькова оказалась в кино на главные роли невостребованной?

Создается ощущение, что это был ее выбор.

Елена — дочь Георгия Козелькова, авиаконструктора, работавшего с Милем. Вертолеты Миля-Козелькова участвовали в подготовке запуска первого спутника на Байконуре, за что их конструкторы удостоились Ленинской премии.

После школы Елена закончила геологический факультет МГУ. Ее закружила романтика дальних странствий. Она говорила: «Я занималась геологическим картированием. На моем счету есть даже открытие — ураноториевое месторождение».

Какой быт стоял за этим картированием, актриса решилась поведать только в наше время, опубликовав рассказ «Василий Васильевич». Там и вылезло – неприкаянный истеричный уголовник; повариха, способная обнести сейф с зарплатой для всего коллектива; желающие попользоваться девичьей чистотой громилы.

Несколько лет Козелькова отдавала долг государству, отрабатывая обязательные годы в геологических экспедициях и только в двадцать пять – предельный возраст для поступления в театральное училище – стала ученицей студии при театре Моссовета. По выпуске сразу попала в «Современник», где счастливо работает до сих пор.

"ОБВИНЯЮТСЯ В УБИЙСТВЕ"
«ОБВИНЯЮТСЯ В УБИЙСТВЕ»

В кино актриса дебютировала в картине «Строится мост» (1965), где снялась почти вся труппа «Современника», но настоящий прорыв Елены связан с судебной драмой «Обвиняются в убийстве» (1970). Я уже признавался в нелогичной любви к этой картине (КАКИЕ ФИЛЬМЫ СНЯЛ ПАПА ГАЛИНЫ ВОЛЧЕК?), где все мое, включая убийц, простых советских парней, неожиданно показавших зверское лицо, заставляя дебатировать: куда смотрели учителя — рабочий коллектив – родные? О, этот риторический вопрос! Как свидетель тех времен могу сказать, что агрессия в советских дворах просто зашкаливала, вытекая из жизни самой. Нередко начав игру с друзьями (это с друзьями!) за здравие, я кончал за упокой, являясь домой с разбитым носом. Культивация физической силы приобретала гомеровский размах и когда-нибудь я выложу по этому поводу более подробный рассказ.

В «Обвиняются в убийстве» Козелькова играла судью, стоящую перед необходимостью вынесения приговора. За эту роль она стала лауреатом Государственной премии.

"ЗА ТВОЮ СУДЬБУ"
«ЗА ТВОЮ СУДЬБУ»

Следующим ее кинопроектом стала драма «За твою судьбу» (1972), посвященная судьбе советской девочки, угнанной в Германию и оставшейся за рубежом навсегда. Тридцать лет спустя она приезжает из Франции в Одессу, надеясь найти родных, а заодно вылечить дочь.

Редактор киностудии Довженко Евгений Оноприенко писал сценарий в расчете на свою жену Маргариту Криницыну, незабвенную Проню Прокоповну из экранизации «За двумя зайцами». Когда роль ушла к Козельковой Криницына попыталась отравиться.

Фильм же получился откровенно слабым, и даже актерские работы Зинаиды Дехтяревой и органичного Леонида Дьячкова (Страшный конец актера, желавшего подсидеть главрежа) его не вытянули. Там был понятный пафос памяти о военной трагедии, но зрители 1972 года, наверное, дико удивлялись тому с каким спокойствием простые советские граждане идут на контакт с иностранкой, незамысловато затаскивая ее к себе домой похавать борща, и никакой КГБ не дает им отлупа.

Что касаемо Козельковой то в этой роли она неуловимо напоминала Людмилу Гурченко. «За твою судьбу» принесла ей очередную награду в виде приза за актерскую работу на всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате.

"ПОВЕСТЬ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ СЕРДЦЕ"
«ПОВЕСТЬ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ СЕРДЦЕ»

Затем Козелькова перешла в руки Даниила Храбровицкого, который после триумфа «Укрощения огня», где воспел конструкторов космических аппаратов решил пропеть осанну труду хирургов. В «Повести о человеческом сердце» (1974) Козелькова сыграла поэтессу, влюбленную во врача, который спас ей жизнь на операционном столе.

Таким образом, в первой половине 1970-ых Козелькова заняла нишу актрисы серьезного кино, любимого начальством. Вот только вряд ли ее данное положение устраивало. Играющая в самом свободолюбивом театре страны, выходящая на сцену во «Вкусе черешни» с Олегом Далем, Козелькова кино недолюбливала, да и власть, что начала актрису привечать, ей не нравилась.

Елена говорила:

«Я помню очень четкое (и довольно раннее) ощущение, когда я смотрела на первомайские демонстрации и другие госпраздники.
Как студентка-комсомолка я сама в них участвовала, слушала и скандировала коммунистические лозунги.

Но понимала при этом одно: я не хочу так жить! Ловила себя на том, что во мне нет этого «мажора». Заслышав «Пионерскую зорьку» по радио, бросалась к приемнику, чтобы поскорее выключить его… Эта дисгармония мучила меня, я начинала думать: может, я ничего не понимаю? Может, со мной что-то не то происходит? Даже мысли о самоубийстве в голову приходили…»

"БЕРЕГИТЕ ЖЕНЩИН"
«БЕРЕГИТЕ ЖЕНЩИН»

В целях сменить амплуа Козелькова сыграла в детективе Алоиза Бренча «Ключи от рая» (1975) подозреваемую в убийстве модель. После этого ее появления на экране были спорадическими. Широкий зритель наверняка может вспомнить Козелькову по фильмам «Берегите женщин» (1981) и «Военно-полевой роман», где роли у нее далеко не главные.

Сосредоточившись на работе в «Современнике», Елена, думается, об этом не пожалела.

В театре играть ей приходилось много и счастливо.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»