ЕЛЕНА КОЗЕЛЬКОВА. ПОЧЕМУ АКТРИСА, ЛЮБИМАЯ НАЧАЛЬСТВОМ, ОТКАЗАЛАСЬ ОТ КИНОКАРЬЕРЫ
25 марта отмечает день рождения Елена Козелькова, актриса, которая пришла в профессию поздно и попыталась занять в кино 1970-ых свою нишу.
В определенный момент Елену раскручивали, причем на государственном уровне, но достаточно быстро актриса перешла с первых ролей на вспомогательные, о чем ни разу не пожалела, ибо у нее был театр.
Почему же так быстро Козелькова оказалась в кино на главные роли невостребованной?
Создается ощущение, что это был ее выбор.
Елена — дочь Георгия Козелькова, авиаконструктора, работавшего с Милем. Вертолеты Миля-Козелькова участвовали в подготовке запуска первого спутника на Байконуре, за что их конструкторы удостоились Ленинской премии.
После школы Елена закончила геологический факультет МГУ. Ее закружила романтика дальних странствий. Она говорила: «Я занималась геологическим картированием. На моем счету есть даже открытие — ураноториевое месторождение».
Какой быт стоял за этим картированием, актриса решилась поведать только в наше время, опубликовав рассказ «Василий Васильевич». Там и вылезло – неприкаянный истеричный уголовник; повариха, способная обнести сейф с зарплатой для всего коллектива; желающие попользоваться девичьей чистотой громилы.
Несколько лет Козелькова отдавала долг государству, отрабатывая обязательные годы в геологических экспедициях и только в двадцать пять – предельный возраст для поступления в театральное училище – стала ученицей студии при театре Моссовета. По выпуске сразу попала в «Современник», где счастливо работает до сих пор.
В кино актриса дебютировала в картине «Строится мост» (1965), где снялась почти вся труппа «Современника», но настоящий прорыв Елены связан с судебной драмой «Обвиняются в убийстве» (1970). Я уже признавался в нелогичной любви к этой картине (КАКИЕ ФИЛЬМЫ СНЯЛ ПАПА ГАЛИНЫ ВОЛЧЕК?), где все мое, включая убийц, простых советских парней, неожиданно показавших зверское лицо, заставляя дебатировать: куда смотрели учителя — рабочий коллектив – родные? О, этот риторический вопрос! Как свидетель тех времен могу сказать, что агрессия в советских дворах просто зашкаливала, вытекая из жизни самой. Нередко начав игру с друзьями (это с друзьями!) за здравие, я кончал за упокой, являясь домой с разбитым носом. Культивация физической силы приобретала гомеровский размах и когда-нибудь я выложу по этому поводу более подробный рассказ.
В «Обвиняются в убийстве» Козелькова играла судью, стоящую перед необходимостью вынесения приговора. За эту роль она стала лауреатом Государственной премии.
Следующим ее кинопроектом стала драма «За твою судьбу» (1972), посвященная судьбе советской девочки, угнанной в Германию и оставшейся за рубежом навсегда. Тридцать лет спустя она приезжает из Франции в Одессу, надеясь найти родных, а заодно вылечить дочь.
Редактор киностудии Довженко Евгений Оноприенко писал сценарий в расчете на свою жену Маргариту Криницыну, незабвенную Проню Прокоповну из экранизации «За двумя зайцами». Когда роль ушла к Козельковой Криницына попыталась отравиться.
Фильм же получился откровенно слабым, и даже актерские работы Зинаиды Дехтяревой и органичного Леонида Дьячкова (Страшный конец актера, желавшего подсидеть главрежа) его не вытянули. Там был понятный пафос памяти о военной трагедии, но зрители 1972 года, наверное, дико удивлялись тому с каким спокойствием простые советские граждане идут на контакт с иностранкой, незамысловато затаскивая ее к себе домой похавать борща, и никакой КГБ не дает им отлупа.
Что касаемо Козельковой то в этой роли она неуловимо напоминала Людмилу Гурченко. «За твою судьбу» принесла ей очередную награду в виде приза за актерскую работу на всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате.
Затем Козелькова перешла в руки Даниила Храбровицкого, который после триумфа «Укрощения огня», где воспел конструкторов космических аппаратов решил пропеть осанну труду хирургов. В «Повести о человеческом сердце» (1974) Козелькова сыграла поэтессу, влюбленную во врача, который спас ей жизнь на операционном столе.
Таким образом, в первой половине 1970-ых Козелькова заняла нишу актрисы серьезного кино, любимого начальством. Вот только вряд ли ее данное положение устраивало. Играющая в самом свободолюбивом театре страны, выходящая на сцену во «Вкусе черешни» с Олегом Далем, Козелькова кино недолюбливала, да и власть, что начала актрису привечать, ей не нравилась.
Елена говорила:
«Я помню очень четкое (и довольно раннее) ощущение, когда я смотрела на первомайские демонстрации и другие госпраздники.
Как студентка-комсомолка я сама в них участвовала, слушала и скандировала коммунистические лозунги.
Но понимала при этом одно: я не хочу так жить! Ловила себя на том, что во мне нет этого «мажора». Заслышав «Пионерскую зорьку» по радио, бросалась к приемнику, чтобы поскорее выключить его… Эта дисгармония мучила меня, я начинала думать: может, я ничего не понимаю? Может, со мной что-то не то происходит? Даже мысли о самоубийстве в голову приходили…»
В целях сменить амплуа Козелькова сыграла в детективе Алоиза Бренча «Ключи от рая» (1975) подозреваемую в убийстве модель. После этого ее появления на экране были спорадическими. Широкий зритель наверняка может вспомнить Козелькову по фильмам «Берегите женщин» (1981) и «Военно-полевой роман», где роли у нее далеко не главные.
Сосредоточившись на работе в «Современнике», Елена, думается, об этом не пожалела.
В театре играть ей приходилось много и счастливо.