1 декабря отмечает день рождения Амаяк Акопян.
Последние годы праздник у него невеселый, прямо скажем.
Откуда же растут ноги одиночества у фокусника, которого еще совсем недавно знала вся страна?
Главная претензия к Амаяку, которую я слышал неоднократно — ему все досталось по наследству. Наш народ нормально относится к рабочим династиям, а вот династии артистические вызывают у него желчные комменты.
Простите, а кем мог стать наследник великого фокусника Арутюна Акопяна, спавший первые дни жизни в реквизите отца «волшебном ящике», поскольку детскую кроватку к его рождению подогнать не успели?
Мог ли он стать художником?
Амаяк учился в Суриковской школе, но не закончил.
Эстрадно-цирковое училище не закончил тоже, повредил на репетиции спину и перевелся в ГИТИС.
Конечно, в жизни Амаяка сразу появились фокусы. Отец передавал мастерство и уже в первой своей кинокартине «Большой аттракцион» (1974) Амаяк играл фокусника.
Знаковым фильмом для него стала мелодрамка «Фантазия на тему любви» (1981). Нынче эта поделка позабыта, но в год выхода собрала у экранов 21,6 миллионов зрителей, став лидером проката.
Успех был упрочен мюзиклом «Бедная Маша» (1981).
Не то чтобы за Амаяком бегали толпы, но он стал узнаваем. Вел «Утреннюю почту», «Будильник», везде был уместен, праздничен, запоминался, но… В этом «но» и дело, жанр фокуса, который взял на вооружение Акопян-младший, априори требовал цирковых арен, а не шаткого столика телестудии. Как бы ни старался Акопян, какие бы чалмы не надевал, как бы усы не распушивал, а у зрителей проходил фоном. Нераздражающим, но фоном. Самого заштатного юмориста принимали громче, чем Акопяна.
Но ведь и цирк оказался ему подвластен. Наверху решили сделать Амаяка официальным лицом государства. Сам он об этом так говорил:
«Советская власть, Министерство культуры, меня очень активно эксплуатировали: в начале восьмидесятых я был валютным артистом. Меня посылали за рубеж, чтобы я привозил деньги, валюту. Как и все советские артисты, режиссеры, ученые, спортсмены, я зарабатывал валюту и все гонорары отдавал. Они шли куда-то в закрома родины. И эти условия меня вполне устраивали. …
… Тех денег, которые оставались, мне хватило, чтобы привезти подержанную иномарку — сначала одну, потом вторую, — иметь прекрасную квартиру и красиво ее обставить. В этом смысле все было хорошо»
А в каком смысле было плохо?
В таком, что в заграничных вояжах Акопян потерял на родине кинокарьеру. После «Фантазии на тему любви» его завалили сценариями, но он отказывался сниматься из-за нехватки времени. Раз – отказал, два, и было решено, что приглашать его бессмысленно — катается парень, валюту зарабатывает.
Но, конечно, от роли цыгана в продолжении раскрученного проекта «Возвращение Будулая» (1985) Акопян отказаться не мог. После этого фильма он вернулся в кинематограф, но момент был упущен. Оставалось варьировать образы фокусников, что Акопян и проделал в фильмах «Тихая застава», «Любимец публики» (оба 1985), «Микко из Тампере просит совета» (1986), «Не сошлись характерами» (1989).
Переформатироваться он пробовал такими ролями, что лучше бы не снимался. Кидала в «Ворах в законе» (1988), террорист в «Взбесившемся автобусе» (1990). Неприятные люди, ей-богу.
Не будучи связан контрактами с советскими цирками, Акопян, казалось, выиграл. Его хорошо знали за границей, и когда тут всё завалилось, Амаяк спокойно отсиделся в Японии, где ценили его талант не просто за «Спасибо», а за твердую валюту.
Во второй половине 1990-ых Амаяк вернулся. И снова ему улыбнулась удача. Он выиграл кастинг ведущего в телепередачу «Спокойной ночи, малыши!» и несколько лет развлекал детей в образе Рахат Лукумыча. Думаю, это одна из реальных заявок Амаяка если не на бессмертие, то на память поколения. Подросшие дети будут помнить его «Ахалай-махалай», окрашивая образ Амаяка теплыми красками ностальгии.
Но Акопян хотел большего — свой театр чудес и волшебства в Москве. Фокусника раздирали замыслы грандиозных спектаклей — «Старик Хоттабыч», «Волшебник Изумрудного города», «Калиостро».
Совершенно понятно, почему денег он не нашел. Проект был: а) дорогостоящим; б) нерентабельным. В продвижении Амаяку помогал Кобзон, да не успел.
После пятидесяти лет Амаяк начал выпадать из информационного пространства, все реже появляясь в телеэфирах.
В 2005 году ушел отец. Долгие годы Амаяк ухаживал за больной матерью, не в силах давать полноценные концерты.
Тыла у артиста не оказалось — все три его брака закончились неудачно.
В минуту критического настроя, Акопян выдал горькое:
«Есть категория людей, которые помнят и любят меня, а есть категория, которым я неинтересен. И, судя по всему, еще и не нужен, раз звание не дают, раз пенсию за все заслуги назначили в 19 тысяч рублей. Как хочешь, так и живи! Я понял, что не нужен вам!»
Но мелькает и понимание собственной ситуации, смирение перед судьбой:
«У меня была очень красивая, яркая, фееричная жизнь. Судьба дала мне очень много. И за былое благополучие надо расплачиваться — затишьем на всех фронтах, разочарованием, тем, что с твоим мнением не все и не всегда считаются. За некогда счастливую жизнь приходится отдавать жизнь в ее эмоциональном смысле. Внутри все настолько угасло, что порой мне кажется, что я хоть и живу, но уже больше наблюдаю за жизнью со стороны. Нахожусь в созерцательном раздумье…»
Пожелаем же фокуснику найти умиротворение и порадовать своим талантом массу выросших на Рахат Лукумыче детей.