КАК ТОПИЛИ ВОДЯНОГО
Михаил Водяной (1924-1987) ярчайший пример того, как быстренько можно скатиться с вершины, на которой, казалось бы, прочно обосновался.
Известный всей стране Попандопуло из «Свадьбы в Малиновке»; первый артист оперетты, получивший звание народного артиста СССР; директор Одесского театра музыкальной комедии стал фигурантом грязного уголовного дела и был лишен всех должностей
Как актер Михаил Водяной имел существенный изъян, который превратил в достоинство. Дикция у него была ни к черту (шепелявил сильно), но в Одессе приблатненный говорок пришелся к месту, а потом его полюбил весь Союз, как пение поющих душой, но без голоса Бернеса и Утесова. Таланта Водяному было не занимать, недаром в Ленинградский театральный институт его приняли сразу на второй курс.
Водяной нашел себя в жанре музыкальной комедии. Сначала работал в Пятигорске, потом во Львове. В 1953 случилась рокировочка — Львовский театр музыкальной комедии переехал в Одессу, где стал Одесским театром музыкальной комедии.
Одесса приняла Водяного влет. Сыграв Мишку Япончика в спектакле «На рассвете» и фильме «Эскадра уходит на Запад» Водяной превратился в символ города. Консультировал коллегу Леонид Утесов, лично с Япончиком сталкивающийся.
В 1967 вышла «Свадьба в Малиновке» и все заговорили афоризмами героя Водяного: «Что ты молчишь, как рыба об лед»?; «И шо я в тебя такой влюбленный?»; «Нажми на клавиши, продай талант!»; «У, гадский папа!»
«Свадьба в Малиновке» высшее кинематографическое достижение Водяного. Он сыграл еще фальшивомонетчика Сосина в милицейской дилогии «Инспектор уголовного розыска» и «Будни уголовного розыска»; побыл репортером газеты «Станок» в «12 стульях» Захарова; появился в экранизации оперетты «Вольный ветер», но вообще снимался мало, театр забирал все больше времени.
С театром получилось, конечно, не ахти. Водяной был полноценной звездой, но за ним стоял учитель — главный режиссер Матвей Ошеровский. По существу, театр сделал он. И чем круче взмывал вверх Михаил Водяной, тем более безраздельной власти ему хотелось.
Ошеровский допустил психологический просчет, набрав учеников и поставив «Трехгрошовую оперу». Это насторожило старшее поколение артистов. Пошли шепотки, что Ошеровского надо менять, а то он сам всех сменит.
Ошеровский говорил:
«У Водяного были свои принципы, свои взгляды на театр, совершенно противоположные моим. Меня он органически не переваривал… Группа артистов, заручившись поддержкой свыше, подготовила партсобрание. Они думали, что я буду бороться. А я не боролся. Я сказал: «Мне вас жалко. Уйду, а вы остаетесь». Повернулся и ушел. Водяной крикнул вслед: «Вы посмотрите, он повернулся к нам своим толстым задом — вот весь его характер!»
Насколько было Ошеровскому больно говорит следующий факт, — даже умирая (а это тридцать лет спустя) он кричал в агонии: «Позовите мне труппу театра!» и выкрикивал фамилии актеров, работавших с ним в яркие годы.
Как ни крути, а к руководству Михаил Водяной пришел, поступившись своим учителем. Забывая, что неблагодарность имеет свойство рикошетить. И если Водяной вылил на учителя ушат говна, то сам получил этой эссенции бочку.
Во-первых, Водяному тут же пришлось заниматься прорабскими делами. Он пробил для театра новое здание, и первый инфаркт получил, отказываясь подписывать акт приемки при вопиющих недоделках, на чем власти настаивали.
И это были еще цветочки.
Неизвестно кому Водяной перешел дорогу, но скоро любимец публики стал фигурантом уголовного дела по изнасилованию несовершеннолетней.
Вот что рассказывал об этом дублер Водяного Эмиль Силин:
«Мише инкриминировали посещение притона и растление несовершеннолетних. … В ходе расследования уголовного дела были допросы, показания «свидетелей». Миша очень переживал, нервничал, у него случались тяжелые сердечные приступы. И вдруг версия лопнула. Основной свидетель обвинения, 15-летняя девчонка, в своих показаниях заявила, что все «это» происходило в октябре. Сопоставив даты, правоохранители выяснили, что в октябре Михаил Водяной на пассажирском лайнере «Максим Горький» совершал кругосветное плавание»
Согласно другим свидетельствам кое-что осталось за рамками рассказа Силина. А именно сначала показания на Водяного выбивали у его ближайшего друга и соратника по банным забавам, которые бывали, но не криминального уклона, как пытались представить.
Еще до суда Водяному по требованию партии пришлось отказаться от всех должностей. Его не лишили только звания Народного артиста, поскольку здесь надо было задействовать Верховный Совет СССР.
Уголовное дело, кстати, прекратили, только в связи со смертью обвиняемого.
А смерть не замедлила. Сердце артиста не выдержало травли.
Третий инфаркт стал роковым.
Теперь Одесский театр музыкальной комедии носит имя Водяного.
И «Свадьба в Малиновке» идет по телевизору почти каждый месяц.