Мульты

Успехи и провалы создателя мультика про Карлсона

Мультипликатор Борис Степанцев (1929 — 1983) так любил эксперименты, настолько жадно хотел перепробовать все жанры и технические новинки, что чередовал оглушительные успехи с грандиозными провалами.

Начинал он работу с Евгением Райковским. Режиссеры сразу завоевали любовь зрителей мультфильмом «Петя и Красная Шапочка» и сериалом «Приключения Мурзилки».
Мурзилка хоть и отличался внешне от своего журнального прототипа, был мил, обаятелен и вообще прелестен. Бог весть, почему в первую половину восьмидесятых эту серию по ЦТ не показывали. Ее «реанимировали» только в 1986, когда «Союзмультфильм» отмечал пятидесятилетие. 

Степанцев и Райковский сделали три мультфильма про Мурзилку из четырех: «Приключения Мурзилки» (1956), «Опять двойка» (1957) и «Мурзилка на спутнике» (1960). Особенно пришелся ко двору последний с его романтикой далеких планет. «Мурзилка на спутнике был первым советским широкоэкранным мультфильмом.

Так Степанцев вступал на почву технических и культурных экспериментов, которые принесут не только радость удачи, но и разочарования.
Последний его совместный мультфильм с Райковским «Только не сейчас» (1962) объединял живого актера с нарисованными персонажами. Любопытный получился мульт о путешествии мальчика, который не ценит время, в доисторическую эпоху, дореволюционную Россию и будущее.

После смерти Райковского Степанцев делает самые милые свои мультфильмы. Ему пока еще не тесно в рамках традиционной детской мультипликации. И если «Петух и краски» (1964) мультфильм замечательный, то «Вовка в Тридевятом царстве» (1965) — гениальный!

Да простит меня дух Рины Зеленой — лучшая ее роль Вовка.
Почти все цитаты этого мультфильма ушли в народ.
В детстве я готов был смотреть его бесконечно.

Степанцев считал, что мультипликация должна не просто развлекать. Отсюда его резкий уход в сторону «мультфильмов для взрослых». И если «Окно» (1966) рассказывающее под музыку Прокофьева о любви еще смотрелась, то «Песню о Соколе» (по Максиму Горькому под музыку Скрябина), где был применен метод живописи по целлулоиду, могли оценить только профессионалы. Широкого зрителя эти мульты не затронули.

Чего нельзя сказать о дилогии «Малыш и Карлсон» (1968) и «Карлсон вернулся» (1970)! Она – то в представлении не нуждается. Хотя Степанцев и здесь экспериментировал. «Малыш и Карлсон» стал первым мультфильмом СССР, где был применен принцип электрографии.

Степанцев экранизировал две повести Астрид Линдгрен о Карлсоне из трех. Бог любит троицу! «Союзмультфильм» был готов приступать к съемкам незамедлительно.  Главная причина – почему не срослось? – Степанцев. Он потерял к «Карлсону» интерес. Что, как зритель, я не могу одобрить.
И ладно бы режиссер отказался снимать продолжение ради достойного проекта. Но нет… Отказался ради мультфильма по заказу Всемирной организации здравоохранения о профилактике сердечных болезней. Профилактика дело нужное, но неужели мульт «Сердце» (1971) не мог снять кто-то другой?

Последний успех Степанцев снискал экранизацией «Щелкунчика» (1973) на музыку балета Чайковского.
Кто-то и его числит по разряду «для взрослых». Не знаю. В пять лет я смотрел «Щелкунчика» в кинотеатре мультфильмов «Баррикады» и был потрясен. Такое соединение картинки и музыки! Такие комбинированные съемки!

Степанцев боялся «застоя» в работе. Иначе трудно объяснить, почему его так мотало. Он мог добиться успеха, но не желал его развивать.
Главные свершения Степанцева в детской мультипликации, а он упорно от нее открещивался.
После «Щелкунчика» режиссер вдруг увлекся мультипликацией кукольной. Причем, задумал экранизировать не много — не мало, а «Мертвые души» Гоголя. Выпустил мультфильмы «Похождения Чичикова. Манилов» и «Похождения Чичикова. Коробочка» (оба 1974). После чего снова потерял к проекту интерес.

Степанцев вызывает уважение в наши дни, когда любой успех тиражируется до перекормки самых ярых фанатов.
И вызывает уважение студия, которая может позволить своему художнику явно некоммерческие проекты.
Кто знает — не будь у Степанцева зрительских провалов, были бы зрительские успехи?

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»