КиноСоветское кино

Тамара Носова: путь от блеска к нищете

Тамара Носова (1927-2007) – еще один горький пример, что работа, даже любимая, не спасает.

Сниматься в кино эффектная блондинка начала аж на первых курсах ВГИКа. Это не устраивало ее мастера Бориса Бибикова. Он протестовал, как мог, считая, что Тамаре нужно учиться. Но поскольку звали девушку в социально значимые проекты – «Молодая гвардия», «Падение Берлина», «Кавалер Золотой звезды» — Бибиков в спорах проигрывал. Тамару забирали на съемки.

«КАВАЛЕР ЗОЛОТОЙ ЗВЕЗДЫ»

Споры с мастером имели еще одну подоплеку — Носова мечтала о драматических ролях. Бибиков же разглядел в студентке огромный комедийный дар.
И ведь не ошибся!
Но в процессе учебы строптивая девица нанесла заслуженному мастеру столько уколов самолюбия, что он едва не загубил ей карьеру.

Председателем выпускной комиссии был в тот год Иван Пырьев. Бибиков вызвал его на разговор, где поведал, что Носову надо спасать; молодка зазналась; хамит; не разбирается в истинном своем предназначении. Требуется холодный душ в виде дипломной четверки по актерскому мастерству.
Соображал ли Бибиков, что итоговая оценка сильно осложнит жизнь начинающей актрисе? Ведь Носова готовилась к дальнейшей работе в кино, где неизбежны простои, а в штат Театра-студии киноактера брали только отличников. По существу, вот так, сходу Бибиков закрыл для любимой ученицы одну из главных дверей в искусство.

Этот случай показал также непростой, гордый характер Носовой.
В припадке самолюбия актриса решает все послать к чертовой матери. Тем паче, судьба предоставила такую возможность.
В Носову влюбился сотрудник МИДа Олег Малинин. После «плохой оценки» Тамара выскочила за него замуж, хотя изначально делать этого не собиралась. Малинина посылали за границу, давая на выбор несколько стран: Англию, Бельгию и Австрию. Выбор дипломат предоставил молодой супруге.
Носова выбрала Австрию.

Поторопилась…
Вскоре в Австрию пришло известие: Носову выдвинули на Сталинскую премию за «Кавалера Золотой звезды». Но, понятное дело, для получения высокой награды следовало, хотя бы, возвратится домой.
Малинин отреагировал с твердолобием нетворческого человека: «Ну, если ты такая талантливая, зачем беспокоиться? Не получишь премию сейчас, получишь за другую роль. И не надо никуда ехать»

Заграничная жизнь оказалась не по Тамаре. Импульсивная, взбалмошная, талантливая актриса не хотела быть «дипломатическим приложением». В итоге супругам пришлось разъехаться. Малинин несколько лет ждал Тамару обратно, прежде, чем дать развод.

По возвращении в Москву Носова стала в кино нарасхват.
Бибиков четко спрогнозировал в актрисе комедийную героиню.
Чего стоит ее дочка городничего в экранизации «Ревизора»!
А дуреха с самоварным лицом из «Шведской спички», повторяющая как заведенная фразу: «Жила я только с вами, больше ни с кем»!

Визитной карточкой актрисы стала секретарша Тося из «Карнавальной ночи». Причем, в партнерши Носову выбрал сам Игорь Ильинский.

В 1958 году Носова впервые пересекается на съемочной площадке с режиссером Александром Роу. Она сыграла придворную даму Двуличе в фильме «Новые похождения Кота в сапогах».
Встреча с Роу будет иметь далеко идущие последствия. Ведь именно на пробах в очередную сказку мастера Носова познакомилась с Виталием Губаревым.
Сказка называлась «Королевство кривых зеркал». А Губарев ее сочинил. Бытует заблуждение, что он даже посвятил свое самое известное произведение Носовой. Вот только написано «Королевство…» лет за десять до знакомства автора с актрисой.
В «Королевстве кривых зеркал» Носова сыграла тетушку Аксал.

Губарев и Носова стали жить вместе. Как раз следующую сказку «В тридевятом царстве…» Губарев вполне мог посвятить подруге, но эта история, будучи экранизирована, не принесла создателям заметных лавров.
Носова по-прежнему много снимается. Никому не надо напоминать ее роли в «Женитьбе Бальзаминова» и «Свадьбе в «Малиновке». Все их помнят.

«ЖЕНИТЬБА БАЛЬЗАМИНОВА»

Фактическому браку с Губаревым положила конец мама актрисы. Ну, не сложились с тещей отношения. Тема для анекдота… Или для драмы…
Вот что рассказывала Носова:

«Видите ли, иногда матери до самой старости пытаются воспитывать детей, вмешиваются в их личную жизнь. Моя мама как раз такого склада. Она должна была во все вникать, привыкла в своей работе командовать… На заводе была заместителем начальника цеха.
Я по знаку Зодиака Скорпион. Это очень сильный знак — самый сильный, но рядом с моей мамой я была мошкой, которая подчинялась ей. Она жила с нами, и Виталий Георгиевич пытался ладить с ней.

…У нее был против него настрой. Особенно когда он шел гулять с собакой и заходил в кафе, выпить рюмочку коньяку. Ну что тут такого? Он был такой европеец и внешне и внутренне. И привычки у него были европейские. Но маме это не нравилось. Сколько раз я просила ее не делать ему замечания! Он жил у нас, но у него была своя квартира. Мы нашли большую квартиру и решили съехаться, но мама отказалась туда ехать.
Я не могла оставить ее одну, она была уже старая, нуждалась в уходе».

Мама — мамой, но, кроме того, Тамара Макаровна встретила новую любовь.
Актера, стремящегося в кинорежиссуру Николая Засеева-Руденко.
И опять незадача…
Узаконить отношения влюбленные не могли, поскольку Засеев-Руденко был женат, в семье подрастала дочка.
К тому же Николай пробивался в кинорежиссуру на родной студии Довженко, а жить в Киеве Носовой казалось не с руки.
Несколько лет тянулся роман на два города. В конце концов, актриса приехала в Киев, с намерением забрать любимого в Москву. Засеев дал заднюю, решив остаться в семье. Взбешенная Носова прервала с ним все отношения.

Дела ее обстояли плохо, но пока не катастрофично. Да, умерла мама, нет семьи, в кино приглашают все реже, а если приглашают… За двадцать лет протекших после «Свадьбы в Малиновке» Носовой удалось сыграть только в двух достойных картинах: «Здравствуйте, я ваша тетя!» и «Мертвые души». В «Мертвых душах» актрисе, наконец, выпала роль драматическая (Коробочка). Что ж, Гоголем («Ревизор») все началось, Гоголем и закончилось.

«МЕРТВЫЕ ДУШИ»

В 1991 Носову уволили из Театра киноактера. Оттуда вследствие новых времен вылетело на улицу полтруппы. Хотя Носова сцену не любила, от многих ролей отказывалась, но… кино тоже встало намертво. После «Мертвых душ» (1984) Тамара Макаровна не снималась десять лет.

В этот трудный момент мог помочь Засеев-Руденко. Он снимал черт знает что, но снимал. В «Бравых парнях» снимал Вицина, Моргунова, Глебова, Быстрицкую, Этуша. В «Выстреле в гробу» тех же Моргунова с Вициным, Спартака Мишулина, Пуговкина, Старыгина.
И в каждом фильме бывший возлюбленный предлагал роль для Носовой. Сценарии возвращались к нему от актрисы нераспечатанными.

Постепенно странности Носовой зашкаливали. Поначалу их замечали только окружающие. А скоро начали замечать и зрители. На концерте в питерском зале «Октябрьский» актриса вышла в вечернем платье, которое никак не сочеталось с галошами на ногах.
Всех, кто предлагал работу, ждала участь Засеева-Руденко. У Носовой появилась маниакальная идея, что ее появление на экране стоит громадных денег.

«ЗДРАВСТВУЙТЕ, Я ВАША ТЕТЯ!»

Носова прощалась с миром при жизни и прощание затянулось. Позже врачи поставят диагноз – «хроническая ишемия головного мозга».
Больная, теряющая связь с реальностью женщина годами жила одна. Что из этого могло выйти?

Квартира вместе с хозяйкой приходила в негодность. Носова спала на дверной доске, поскольку диван прогнил. Ее шубы жрала моль. Пищевые запасы – тараканы. По квартире шмыгали крысы.
Когда-то Носова слыла большой модницей. Теперь от бабки в тряпье отсаживались посетители социальной столовой — уж чересчур разило.

Накануне нового 2007 года Тамара Макаровна перестала отвечать на звонки социальной службы. Приехавший племянник нашел тетку на полу в окружении крыс. Когда племянник начал разгонять паразитов тетка крикнула: «Не обижайте их! Они хорошие, они мои друзья, живут здесь со мной!»

25 марта 2007 года актриса, желающая драматическую роль в кино, но получившая ее в жизни, отмучилась.
Вечная память!

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»