Роковой театр для Леонида Харитонова
Леонид Харитонов не забыт (1930-1987), а для актера знаменитые свои роли отыгравшего без малого 70 лет назад, дико, фантастически популярен (Женщины в орбите популярного актера). Другое дело, что большинство передач о нем упирается рогом в кинокарьеру актера, наполняя эфир плачем о ее скоротечности. Меж тем как сам Харитонов если и переживал отсутствие ролей в кино, то не слишком сильно. Фетиш его был в театре.
После школы он поступил учиться на юриста, но в 1950 в Питер приехал на гастроли МХАТ. Приехал себя показать и других посмотреть. Гастролеры объявили набор в школу-студию. Рискнув, Харитонов прошел два тура, его вызвали в Москву.
Насколько серьезно относился Харитонов к альма-матер, свидетельствует следующий факт: он отказался от съемок в картине Владимира Басова по Гайдару «Школа мужества», ведь за это из студии могли исключить. Только официальный запрос на имя Харитонова от ЦК ВЛКСМ в ректорат заставил его выйти на площадку.
И все завертелось.
«В добрый час!», «Улица полна неожиданностей», дилогия о Бровкине, конечно. Звездная кинокарьера Харитонова уложилась в четыре года.
Карьера эта была специфична в том плане, что Харитонов долго сохранял юношескую угловатость, выглядя в 24 года как восемнадцатилетний. Вот процесс превращения солдатика Вани в раскормленного тридцатилетнего бригадира тракторной бригады Бровкина камера жестоко зафиксировала. Харитонов был тоже не слепой, правильно? И в его случае жалеть об ушедшей славе, значило гневить Бога упреками: «Зачем я повзрослел, скажите пожалуйста?»
Наряду с началом славы Харитонов влился в труппу вожделенного МХАТа. Легендарные старики относились к Леониду с симпатией. Харитонов играл Алешку («На дне»), доктора Гаспара в «Трех толстяках», был занят в пьесах на современную тематику.
В 1963 он получил предложение, от которого не смог отказаться: Анатолий Эфрос позвал актера в Ленком на роль в пьесе по повести Бориса Балтера «До свидания, мальчики!». После увольнения Эфроса Харитонов ушел в театр имени Пушкина. Оттуда МХАТ вернул беглеца назад, маня ролью Лариосика в «Днях Турбиных».
Почти все, пишущие о Харитонове согласны, что негативную роль сыграл в жизни Харитонова новый худрук МХАТа Олег Ефремов, который ориентировался на приведенную с собой команду актеров. Со мхатовскими корифеями он еще вынужден был считаться, а остальных игнорил.
Харитонову удалось сыграть Чичикова в булгаковской инсценировке «Мертвых душ», была у него и заметная роль в «Палате №6». Не знаю, что там с Чичиковым, а «Палату №6» Ефремов закрыл волевым решением вскоре после премьеры, спровоцировав у актера первый инсульт.
Это была игра кошки с мышкой. Ефремов не то чтобы не отпускал Харитонова на все четыре, он держал его на привязи обещаниями ролей типа царя Федора Иоановича. Но и Харитонов был рад очаровываться.
Существовала ведь возможность переехать в Ленинград, куда звал младший брат, тоже актер, Виктор. Виктор держал свой театр «Сфера», где для Леонида роли точно бы нашлись. Леонид же как зомби повторял: «Нет. Я без МХАТа не смогу».
В 1983 перенес второй инсульт.
А в 1986 начался раздел МХАТа. Харитонов был категорически против, выступая на всех собраниях труппы, призывая сохранить классическое единство. Естественно, симпатий Ефремова к нему от этого не прибавилось.
Мощный удар актер получил, когда сгорели декорации спектакля, который он готовил на двоих с Татьяной Дорониной, после чего о премьере решено было забыть. Ефремов прямым текстом предложил Леониду уволиться.
Третий инсульт Харитонова доконал.
Умер Леонид 20 июня 1987, день в день разделения МХАТа на две части. Прощание происходило в театре. По разные стороны гроба стояли непримиримые Ефремов и Доронина.
Да и надгробие на могиле его представляет собой камень с разломом в виде МХАТовской чайки.