ПРИКЛЮЧЕНИЯ «ТРЕХ МУШКЕТЕРОВ» В СССР
12 июля 1931 года в городке Ош открыли памятник Дартаньяну.
Уцепившись за сей инфоповод, поговорим об экранизациях «Трех мушкетеров», которые мог видеть в кинотеатре али по телевизору гражданин СССР.
Именно «Трех мушкетеров» (Они подарили нам «Три мушкетера»), остальные два романа трилогии о Дартаньяне пока не замечаем.
Первый Дартаньян ворвался на экраны наших кинотеатров в 1920-ые годы в образе Дугласа Фэрбенкса. Именно ворвался, — с драками на шпагах, прыжками, погонями. Экранизация «Трех мушкетеров» (1921) сейчас выглядит уязвимой, на фоне картин с участием Фэрбенкса «Знак Зорро» и «Багдадский вор». Его Дартаньян по менталитету типичный янки золотой эпохи джаза — самоуверенный, победительный, хохочущий, эдакий собрат героя Гарольда Ллойда. Для СССР времен НЭПа сие было нечто.
В 1922 на фильм Фэрбенкса вышла пародия Макса Линдера «Три муж-хитера», и вот не знаю, — тогда же увидел ее советский зритель, или только в 1960-ые в смонтированном фильме «В компании Макса Линдера». Я смотрел уморительный фильм в детстве по телеку и совсем не считывал пародийный план, когда герой один закалывал кучу народа. Это казалось не смешным, а крутым! Вызывало реакцию: «Вот как он!»
В 1986 «Союзмультфильм» помпезно отмечал 50-летие, вывалив в эфир отреставрированные мульты, о которых до этого дети моего поколения только читали в сборниках «Фильмы-сказки». «Спортландия», мульты о Мурзилке, «Миллион в мешке» и так далее… В рамках праздничных показов, растянувшихся на весь год, состоялась телепремьера мультфильма «Три мушкетера» (1938), где Дартаньян оказался утенком, заснувшим над книгой Дюма, мушкетерами были коты, а гвардейцами кардинала — собаки. Решённый в стилистике Диснея черно-белый мульт ясно показывал, насколько наше производство 1930-ых в техническом плане от Диснея отставало.
В 1939 вышла весьма вольная голливудская экранизация «Трех мушкетеров» с Доном Амиче в роли Дартаньяна и глуповатых комиков братьев Ритц в роли поваров, выдавших себя за мушкетеров. Эта шняга была в нашем прокате аж два раза, во время войны и сразу после.
Самое лучшее в «Трех мушкетерах» 1939 года песенка Дартаньяна, породившая анекдот пересказанный Довлатовым:
«У советского композитора Покрасса был родственник — американский композитор Темкин. Покрасс сочинял кавалерийские марши. Темкин — музыку к голливудским фильмам.
Известно, что Сталин очень любил кино. И вот был однажды кремлевский прием. И Сталин обратился к Дмитрию Покрассу:
— Правда, что ваш брат за границей?
Покрасс испугался, но честно ответил:
— Правда.
— Это он сочинил песенки к «Трем мушкетерам»?
— Он.
— Значит, это его песня — «Вар-вар-вар-вара…»?
— Его.
Сталин подумал и говорит:
— Лучше бы он жил здесь. А вы – там».
Эта история еще раз показывает, насколько можно принимать за чистую монету, рассказываемые Довлатовым анекдотцы, ибо композитором фильма был никакой не Темкин (отношения к Покрассу не имеющий вообще), а Самуил Покрасс. Песня, действительно, знатная (ее вся страна распевала), а сам фильм тьфу и растереть, но он породил через десятки лет повторение сюжета «Слуги вместо мушкетеров» в дилогии «Четыре мушкетера» и «Четверо против кардинала» с участием комик — труппы «Шарло».
Эта дилогия тоже была в нашем прокате два раза — в 1978 и 1985 годах.
Успех в СССР фильмов «Шарло» свидетельствует о дефиците глупых, ни на что не претендующих зрелищ, рассчитанных на животный хохот. Недавно я попытался реанимировать для себя «Новобранцы идут на войну», — смотреть невозможно. Что касаемо «Четырех мушкетеров», не понравились они мне уже тогда, но ажиотаж был, за билетами змеилась очередь.
Лучшая экранизация «Трех мушкетеров», на мой взгляд, двухсерийка (1961) Бордери с Жераром Баррэ в роли Дартаньяна. В СССР ее прокатывали в 1963 и 1972 годах. Мощное сочетание зрелищности, иронии, интриги, отваги. Как летали гвардейцы кардинала, проламывая перила!
Впрочем, экранизация 1948 года Джорджа Сидни, где Дартаньяна играл Джин Келли, нравится мне еще больше, но советский зритель ее не видел.
А вот лента (1979) с участием Михаила Боярского имеет для меня значение, как памятник ностальгии, не более. Телефильм безнадежно потускнел со временем, но именно с ним связан бум Дартаньяна со товарищи в СССР 1980-ых. Помню, я пропустил первую серию и, выйдя на улицу, решил, что не иначе началась война, все друзья носились с палками. В картине прекрасные актерские работы, великолепный саундтрек, но вылезает через все это честная бедность Одесской киностудии, блин! Это вообще проблема фильмов, скажем, Тарасова («Стрелы Робин Гуда» и т. д.) — актеры блеск, а мечи и латы сделаны на Дерибасовской.
На волне мушкетеромании, вызванной картиной Хилькевича, весьма неплохо зашли две мультвариации на тему романа Дюма: «Как казаки мушкетерам помогали» и «Пес в сапогах». Отрывки последнего так вообще включались в каждый мульт — концерт.
Таковы экранизации великого романа, которые удалось мне вспомнить.