КиноСоветское кино

ПОЧЕМУ МАСЮЛИСА СОВЕТСКИЙ РЕБЕНОК ЗАПОМИНАЛ РАНЬШЕ ДРУГИХ ПРИБАЛТИЙСКИХ АКТЕРОВ

10 июля отмечает день рождения Альгимантас Масюлис (1931-2008), актер, который никогда не был звездой типа Адомайтиса, Калныньша или Артмане, но в лицо я его, положим, начал узнавать раньше, чем перечисленных, поскольку Масюлис часто снимался в подростковых, приключенческих лентах и его, пусть не главные роли, запоминались с детства.

Серьезную фильмографию Масюлиса принято отсчитывать с истерна «Никто не хотел умирать» и блокбастера о разведчиках «Щит и меч». В последнем Масюлис настолько впечатляюще сыграл штандартенфюрера Вилли Шфарцкопфа, что поставил на себя метку. Отныне большинство режиссеров видело на нем эсэсовскую форму.

"ЩИТ И МЕЧ"
«ЩИТ И МЕЧ»

Вырваться за пределы амплуа давали возможность картины подросткового репертуара, хотя и там Масюлис играл исключительно иностранцев.

Первой такой лентой стала экранизация «Острова сокровищ» (1971) с глобальным саундтреком Рыбникова и Кима, где Масюлис предстал сквайром Трелони. К сожалению, после того как режиссер Евгений Фридман эмигрировал увидеть «Остров сокровищ» можно было не часто.

А вот двухсерийку по пьесе Маршака «Горя бояться – счастья не видать» (1973) я хорошо помню по передаче «В гостях у сказки». Масюлис играл главного скомороха и начальника стражи.

Но, конечно, визитной карточкой актера среди детворы стал рыцарь Гай Гисборн в блокбастере «Стрелы Робин Гуда» (1975). До сих пор помню: «Иногда мне кажется, что Бог все-таки есть. И тогда мне становится страшно».

Что мне активно не нравилось, так это Шерлок Холмс в вариации Масюлиса. Холмс из  телефильма «Голубой карбункул» настолько отличался от версии Василия Ливанова, а, главное, от нарисованного моим воображением по любимым книгам сыщика, что я в раздражении выключил телевизор. И хотя сейчас понимаю, — создатели «Голубого карбункула» ориентировались не на Конан — Дойля, а на традицию новогоднего телефильма СССР 1970-ых, Холмс Масюлиса ближе не становится.

Вообще для пацанов первой половины 1980-ых Масюлис был актером большого киноэкрана. Так уж получилось, — он появился в четырех фильмах, ставших лидерами среди подростковых лент. В 1979 вышло «Похищение «Савойи», боевик про наркоторговцев, захвативших самолет на котором летел среди прочих польский школьник и советская девочка. Надо понимать, какой пряный это был по тем временам сюжет! О «Похищении «Савойи» постоянно рассказывал кто-нибудь заставший его в кинотеатре, не помню, чтобы этот фильм показывали по телевизору.

Сергей Тарасов, снявший Масюлиса в «Стрелах Робин Гуда» пригласил его в следующий «робингудовский» фильм «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» (1982) на роль узурпатора трона принца Джона. Правда, меня эта экранизация разочаровала, слишком я любил роман и вмещенное в полтора часа действие с невнятным главным героем не показалось. Но к Масюлису претензий не было.

У Тарасова Масюлис также появился в экранизации «Черной стрелы» в роли Беннета Хэтча. Летом 1985 года она оккупировала все кинотеатры Москвы.

Все это смотрелось не по разу.

Ну и пиратские «Тайны мадам Вонг» надо упомянуть, хотя у Масюлиса там роль небольшая. 

Таковы «подростковые» роли в реале мощного актера, что мечтал сыграть Дон-Кихота.

Но запомнился ролями сквайра Трелони, принца Джона и Гая Гисборна.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»