ПОЧЕМУ МАСЮЛИСА СОВЕТСКИЙ РЕБЕНОК ЗАПОМИНАЛ РАНЬШЕ ДРУГИХ ПРИБАЛТИЙСКИХ АКТЕРОВ
10 июля отмечает день рождения Альгимантас Масюлис (1931-2008), актер, который никогда не был звездой типа Адомайтиса, Калныньша или Артмане, но в лицо я его, положим, начал узнавать раньше, чем перечисленных, поскольку Масюлис часто снимался в подростковых, приключенческих лентах и его, пусть не главные роли, запоминались с детства.
Серьезную фильмографию Масюлиса принято отсчитывать с истерна «Никто не хотел умирать» и блокбастера о разведчиках «Щит и меч». В последнем Масюлис настолько впечатляюще сыграл штандартенфюрера Вилли Шфарцкопфа, что поставил на себя метку. Отныне большинство режиссеров видело на нем эсэсовскую форму.
Вырваться за пределы амплуа давали возможность картины подросткового репертуара, хотя и там Масюлис играл исключительно иностранцев.
Первой такой лентой стала экранизация «Острова сокровищ» (1971) с глобальным саундтреком Рыбникова и Кима, где Масюлис предстал сквайром Трелони. К сожалению, после того как режиссер Евгений Фридман эмигрировал увидеть «Остров сокровищ» можно было не часто.
А вот двухсерийку по пьесе Маршака «Горя бояться – счастья не видать» (1973) я хорошо помню по передаче «В гостях у сказки». Масюлис играл главного скомороха и начальника стражи.
Но, конечно, визитной карточкой актера среди детворы стал рыцарь Гай Гисборн в блокбастере «Стрелы Робин Гуда» (1975). До сих пор помню: «Иногда мне кажется, что Бог все-таки есть. И тогда мне становится страшно».
Что мне активно не нравилось, так это Шерлок Холмс в вариации Масюлиса. Холмс из телефильма «Голубой карбункул» настолько отличался от версии Василия Ливанова, а, главное, от нарисованного моим воображением по любимым книгам сыщика, что я в раздражении выключил телевизор. И хотя сейчас понимаю, — создатели «Голубого карбункула» ориентировались не на Конан — Дойля, а на традицию новогоднего телефильма СССР 1970-ых, Холмс Масюлиса ближе не становится.
Вообще для пацанов первой половины 1980-ых Масюлис был актером большого киноэкрана. Так уж получилось, — он появился в четырех фильмах, ставших лидерами среди подростковых лент. В 1979 вышло «Похищение «Савойи», боевик про наркоторговцев, захвативших самолет на котором летел среди прочих польский школьник и советская девочка. Надо понимать, какой пряный это был по тем временам сюжет! О «Похищении «Савойи» постоянно рассказывал кто-нибудь заставший его в кинотеатре, не помню, чтобы этот фильм показывали по телевизору.
Сергей Тарасов, снявший Масюлиса в «Стрелах Робин Гуда» пригласил его в следующий «робингудовский» фильм «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» (1982) на роль узурпатора трона принца Джона. Правда, меня эта экранизация разочаровала, слишком я любил роман и вмещенное в полтора часа действие с невнятным главным героем не показалось. Но к Масюлису претензий не было.
У Тарасова Масюлис также появился в экранизации «Черной стрелы» в роли Беннета Хэтча. Летом 1985 года она оккупировала все кинотеатры Москвы.
Все это смотрелось не по разу.
Ну и пиратские «Тайны мадам Вонг» надо упомянуть, хотя у Масюлиса там роль небольшая.
Таковы «подростковые» роли в реале мощного актера, что мечтал сыграть Дон-Кихота.
Но запомнился ролями сквайра Трелони, принца Джона и Гая Гисборна.