КиноСоветское киноСССРЦиркЭстрада

Почему не состоялась кинокарьера у клоуна Карандаша?

31 марта скончался Михаил Румянцев, взявший сценический псевдоним Карандаш (1901-1983).

До международного триумфа советского цирка в лице Олега Попова Карандаш был главным клоуном страны. Необходимость спуститься с пьедестала, уступая место другому поколению артистов, увы, покарябала Карандаша чувствительно, ибо привычка быть первым да на виду никуда не делась (Юрий Никулин VS. Карандаш. Сложные отношения).

В начале 1960-ых Карандаш купил кинокамеру, начав снимать себя на прогулках, на рыбалках, средь друзей.

Не было ли это компенсацией за так и не сложившуюся кинокарьеру?

Мы уже размышляли, как перерос в кинематографе клоунскую маску Никулин (КАК ЮРИЙ НИКУЛИН ПЕРЕРОС БАЛБЕСА) и почему не смог такой же трюк проделать Олег Попов (Как не состоялась кинокарьера у клоуна Олега Попова).

А как сложились дела с кино у Карандаша?

Ряд обстоятельств говорит, что Миша Румянцев, по крайней мере, поначалу, не мог даже осознать свою органику. С росточком 142 сантиметра, увлекшийся актерским ремеслом 25-летний художник рекламных афиш, всерьез рассчитывал на роли героев-любовников. Естественно, приемные комиссии театральных училищ указали ему путь в училище цирковое.

Карандаш начинал как подражатель Чарли Чаплина и какие-то костюмные элементы великого комика немого кино в его образе так и остались – мешковатые брюки, нелепый головной убор, тросточка.

Но рос и совершенствовался он очень быстро, начав вносить в клоунскую маску элементы мобильного современника великих строек. В 1936 Румянцева — Карандаша пригласили работать в Московский цирк. В 1938 он начал появляться камео в кино.

Одно из таких появлений состоялось в шпионском триллере «Высокая награда» (1939), где клоун выходил на арену в образе суетливого Карандаша, накачивающего мышцы ослика насосом, словно автомобиль. Невооруженным глазом видно насколько он уместен и желанен в цирке и, право, это его выступление в родной стихии было лучше, нежели появление в роли мелкого, нерасторопного полового (заявленного в титрах как официант) в хите тех времен «Девушка с характером» (1939).

В 1941 году студия «Союздетфильм» предприняла первую попытку сделать из маски Карандаша серийного киногероя.

Сразу придется обозначить, в чем Карандашу не повезло — он попал под технические эксперименты. Короткометражки с его участием делались по несовершенным методикам стереоскопического кино, где одна система спешила сменить другую. К тому же стереокинотеатров в стране было раз-два и обчелся. В столицах ленты с участием Карандаша еще можно было посмотреть, а вот в провинции…

"СТАРЫЙ ДВОР"
«СТАРЫЙ ДВОР»

Первой стала комедия «Неистовый рыболов». Этот стереофильм ныне считается утраченным. Судя по газетным публикациям тех времен, заканчивался он пародийной отсылкой к «Новым временам» Чаплина. Карандаш уходил вглубь кадра с девушкой, подобно великому бродяге.

А вот снятая стандартным способом комедия «Старый двор» (1941) ныне доступна. Румянцев играет управдома, который озабочен благоустройством улицы, где целыми днями идет буйная футбольная баталия. Мобильные трюки в стиле «немой комической» делают эту картину смотрибельной и поныне, а на момент 1941 года она вообще обогнала время. Такие дворы как в фильме, появились на экране только в конце 1950-ых.

Снимал «Старый двор» Владимир Немоляев, отец актрисы Светланы Немоляевой, за три года до того выпустивший хит для детских сеансов «Доктор Айболит».

С ним Карандаш в работе еще столкнется.

В 1944 он опять зашел на чужую территорию, исполнив роль похотливого комичного итальяшки, приставленного сторожить пойманного фашистами советского подпольщика в фильме «Иван Никулин – русский матрос» (1944). В эпизоде, где мелькнул Карандаш его обводила вокруг пальца хорошенькая партизанка в исполнении Зои Федоровой (АКТРИСА, УБИТАЯ ТО ЛИ ПЛЕМЯННИКОМ, ТО ЛИ ПОДЕЛЬНИКОМ, ТО ЛИ ПОДРУГОЙ, ТО ЛИ КГБ, ТО ЛИ ЗЯТЕМ).

В 1948 вышел стереоскопический «Карандаш на льду», где партнершей клоуна была Людмила Целиковская. Режиссером выступил опять Немоляев, но эта картина была не такой выверенной, как «Старый двор». Все гэги строились вокруг нелепиц маленького человечка, не способного держаться на коньках, но, тем не менее, вышедшего на лед. На двадцать минут действия этого было маловато.

«Карандаш на льду» широко прокатывался в московском кинотеатре «Стереокино», способствуя славе клоуна. В наше время Госфильмофонд отреставрировал картину, показав ее в стереоформате на фестивале архивного кино в Белых Столбах.

Последний серийный фильм с участием Румянцева вышел в 1955 и назывался «Самоуверенный Карандаш». Учитывая предыдущие ошибки, делали его двух вариантах – стереоскопическом и плоскостном. Цветная короткометражка представляла собой набор трюков клоуна, нерассчетливо взвалившего на себя работу дворника (дворника играл Георгий Милляр).

Продолжения не последовало.

картинка с сайта multiurok.ru
картинка с сайта multiurok.ru

Наряду с фильмами раскручивали Карандаша и как мультипликационного персонажа. «Карандаш и Клякса – весёлые охотники» (1954) Евгения Мигунова был революционным по технике объемной кукольной мультипликации. По телевизору его показывали не часто, хотя бы потому, что кукольные штудии «Союзмультфильма» образца 1950-ых годов уже к началу 1960-ых представляли собой унылое анахроничное зрелище.

А вот рисованную в технике «эклер» «Девочку в цирке» (1948) сестер Брумберг я в детстве смотрел неоднократно.

"ДЕВОЧКА В ЦИРКЕ"
«ДЕВОЧКА В ЦИРКЕ»

Да, продолжения не последовало. Если Карандаш и появлялся на экранах то с вставными номерами как в «Параде-алле» (1969) или вспомогательных ролях, как киномеханик, связующий концертные номера в телепроекте «Соберите Венеру» (1964).

И все-таки Карандаша помнят.

И мы будем о нем еще говорить.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»