КиноСоветское кино

Почему мало кому известен актер, сыгравший старика-отца в сказке Александра Роу «Морозко»?

Во времена актеров, известных по таблоидам, а не ролям, умиляешься человеку, который жил тихо, а роли сыграл всем известные.
Я о Павле Павленко…
Вот уж актер, от которого остались только роли. Только они, родимые, свидетельствуют, что жил такой человек на свете.

А так… Не буянил. По бабам не ходил. Не привлекался. С потомками и то неясность — ряд источников утверждает, был у Павленко сын, скончавшийся раньше отца; другой ряд отрицает: не было детей вообще, не было.
Тихо жил человек.
Я и набрел-то на него случайно, — догребая остатки по актерам Роу (Драмы героев новогодней сказки Александра Роу). Чуть не пропустил.

Павел Павленко (1902-1993) родился в семье оперного актера и соответственно собирался петь. Закончил институт музыкальной драмы. Сунулся в Московскую оперетту. Там вовсю рулил Григорий Ярон. Увидев, как похож на него юноша, и поняв, что, пожалуй, придется с ним делить роли, Ярон заявил: «Нам второй Ярон не нужен!»
Сезон в оперетте Павленко все же отыграет, только случится это в 1948.
Пока же Павленко пошел по театрам. За сорок лет он сменил их десяток, но знаковых было два: Театр имени Моссовета, где Павленко работал с Завадским (Раневская VS. Завадский. Актриса против режиссера), и Центральный театр транспорта (нынешний «Гоголь-центр»), где актер играл с 1948 до самого выхода на пенсию в 1960.

В театре Павленко доводилось играть роли заметные, скажем, Расплюева, но даже там считался он мастером эпизода.
В 1954 получил звание Заслуженного.

В кино Павленко пришел, когда ему стукнуло пятьдесят. Самую заметную роль до Роу сыграл в экранизации «Ревизора».  Смотрителя училищ Хлопова…

Роу вырвал старого актера из лап небытия, явив нам его мастерство. Такова сила искусства.
В 1963 киносказочник задействовал Павла Павловича в «Королевстве кривых зеркал» в роли главнейшего церемониймейстера.

«Королевство кривых зеркал». Павленко — слева

И, будучи потрясен серьезным подходом к работе, включил Павленко в свою постоянную труппу. Результатом стала роль в «Морозко». Кто ж не помнит старика, попавшего под диктат новой супруги?
В «Огонь, вода и… медные трубы» Павленко примерил костюм Водяного.

После Роу на Павленко обратили внимание другие режиссеры. У Швейцера в «Золотом теленке» Павленко стал зицпредседателем Фунтом.

В «Братьях Карамазовых» Пырьева, — старцем Зосимой.

Зицпредседатель Фунт

И все-таки возраст брал свое. Павел Павленко не собирался с ним мужественно бороться. В 1976 ему исполнилось 75, и он решил оставить кинематограф, как некогда оставил театр.

Последние годы актера, а прожил он еще 17 лет, покрыты мраком неизвестности. Его не осаждали журналисты. Родни Павленко тоже не нажил.
Вряд ли это была спокойная старость, учитывая годы, на которые она выпала. Но Павленко предпочел, чтобы о нем знали фильмы, только фильмы.
И право, таких фильмов для благодарной памяти достаточно.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»