Наталья Назарова. Трагическая судьба актрисы братьев Михалковых
Этот текст написан при жизни Натальи Назаровой (1949-2022).
Теперь ее с нами больше нет.
Назарова была требовательной, дотошной максималисткой. Таким людям всегда непросто. А уж если у них еще и эластичная актерская психика…
Есть большие сомнения, что Назарову радовали те роли, в которых ее запомнил зритель. Сама Наталья видела себя другой — трепетной, серьезной, ранимой. Возбуждающей очистительные слезы, а не добродушный смешок.
Уже в самом начале творческого пути несоответствие реального амплуа и ожиданий актрисы едва не вылилось в суицидальную трагедию.
В 1972 Наталья закончила школу-студию МХАТ и начала работать в прославленном театре. Она буквально вымолила романтическую роль молодой девушки. Но вместо трогательного отношения вызвала у зрителей хохот. Это обескуражило актрису настолько, что она попыталась свести счеты с жизнью.
Так и повелось за Назаровой, — играть героинь нескладных, недотепистых, не от мира сего.
Первые киноуспехи Назаровой связаны с вхождением в обойму братьев Михалковых. Те заняли ее в фильмах «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Сибириада». Ярко показалась Назарова в мелодрамах «Молодая жена» и «Любимая женщина механика Гаврилова». Также удалось перенести на экран свою театральную роль в пьесе Михаила Рощина «Старый Новый год».
Что касается личной жизни, там все складывалось негладко. Назарова побывала замужем за театральным критиком, а после развода ее имя связывали с партнером по передаче «Будильник» Юрием Богатыревым. Сейчас, когда смотришь «Будильники», по стихам Агнии Барто и рассказам Михаила Зощенко, видишь, с каким удовольствием играют актеры при минимализме телевизионных средств и драматургической роскоши. Но в детстве я конкретно эти повторяющиеся выпуски терпеть не мог.
Большую проблему представляли взаимоотношения Натальи с коллегами. Вспышки ее характера работали, как на профессию, так и против.
Скажем, в «Тартюфе» партнер Назаровой Станислав Любшин не рассчитав сил, устроил такое рукопожатие, что, дернувшись, Наталья сломала руку. И доиграла спектакль, не выдав физической боли.
Но в другом случае, Назарова, осерчав на Елену Проклову, выбила из-под партнерши стул прямо во время спектакля. В результате непрофессионального поступка Проклова повредила копчик (Что сделал дедушка для Елены Прокловой?).
Назарова не могла похвастаться друзьями в театре. В ней присутствовал здоровый холод человека, который выкладываясь на сцене, хочет, чтобы после спектакля к нему не лезли в душу. Пока у Назаровой все было нормально с работой, ее мало беспокоила социальная адаптация «а-ля давай попьем чайку, а лучше водочки».
А с работой все было в порядке.
После «Любимой женщины механика Гаврилова» (1981) киношники забыли про Назарову на целых шесть лет. Но в 1987 – 88 годах у нее вышло восемь (!) фильмов, из которых можно выделить «Куколку», где Назарова сыграла мать, вытолкнутой из спорта девочки-подростка.
В 1988 Назарова получила звание «Заслуженной артистки РСФСР». Рядом находился боготворимый ею Богатырев.
Но в 1989 Богатырев умер.
А Наталья получила черепно-мозговую травму. Неизвестный нанес женщине удар сзади тяжелым предметом.
Почти год актриса провела в больнице, а в театр вернулась никакая. Ходили слухи, что у Назаровой развился страх сцены, в спектаклях ее пришлось заменять, потихоньку выпроваживая. Да и вообще до актрисы было ли МХАТу, переживающему раздел Дорониной и Ефремова.
Уволившись, переехав жить к матери в однокомнатную квартиру, Наталья оказалась потеряна для коллег. Назарова жаловалась:
«Мы с мамой боролись с горем в одиночку. Жили на ее зарплату да мое пособие по инвалидности. Она умерла, и я совсем одна осталась. Когда кто-то из друзей обратился в МХТ, там сказали, что я «вроде как давно умерла». Ни разу не навестили и даже не позвонили!».
А газеты крокодилово плакали о шизофрении Назаровой, смакуя странные ее поступки. То Назарова возьмет колокольчик, да пойдет трезвонить по станции метро. То выйдет мести веником проспект.
Все разговоры о шизофрении Назаровой разбиваются для меня телепередачей Малахова «Пусть говорят» образца 2010 года, где Наталья появилась не просто нормальной, а в блеске, демонстрируя, что фиг в ней умерла актриса.
Честно говоря, я надеялся увидеть после этого Назарову в новых ролях. Увы…
Никто ее больше сниматься так и не собрался.
Женщина доживала дни, в однокомнатной, вспоминая блистательное прошлое.
Достойно.
Большинству даже вспомнить нечего.