КиноСоветское кино

Наталья Назарова. Трагическая судьба актрисы братьев Михалковых

Этот текст написан при жизни Натальи Назаровой (1949-2022).

Теперь ее с нами больше нет.

Назарова была требовательной, дотошной максималисткой. Таким людям всегда непросто. А уж если у них еще и эластичная актерская психика… 

Есть большие сомнения, что Назарову радовали те роли, в которых ее запомнил зритель. Сама Наталья видела себя другой — трепетной, серьезной, ранимой. Возбуждающей очистительные слезы, а не добродушный смешок.

С ОЛЕГОМ ТАБАКОВЫМ В ФИЛЬМЕ "НЕОКОНЧЕННАЯ ПЬЕСА ДЛЯ МЕХАНИЧЕСКОГО ПИАНИНО"
С ОЛЕГОМ ТАБАКОВЫМ В ФИЛЬМЕ «НЕОКОНЧЕННАЯ ПЬЕСА ДЛЯ МЕХАНИЧЕСКОГО ПИАНИНО»

Уже в самом начале творческого пути несоответствие реального амплуа и ожиданий актрисы едва не вылилось в суицидальную трагедию.

В 1972 Наталья закончила школу-студию МХАТ и начала работать в прославленном театре. Она буквально вымолила романтическую роль молодой девушки. Но вместо трогательного отношения вызвала у зрителей хохот. Это обескуражило актрису настолько, что она попыталась свести счеты с жизнью.   

Так и повелось за Назаровой, — играть героинь нескладных, недотепистых, не от мира сего. 

С ЛЮДМИЛОЙ ГУРЧЕНКО В "ЛЮБИМОЙ ЖЕНЩИНЕ МЕХАНИКА ГАВРИЛОВА"
С ЛЮДМИЛОЙ ГУРЧЕНКО В «ЛЮБИМОЙ ЖЕНЩИНЕ МЕХАНИКА ГАВРИЛОВА»

Первые киноуспехи Назаровой связаны с вхождением в обойму братьев Михалковых. Те заняли ее в фильмах «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Сибириада». Ярко показалась Назарова в мелодрамах «Молодая жена» и «Любимая женщина механика Гаврилова». Также удалось перенести на экран свою театральную роль в пьесе Михаила Рощина «Старый Новый год». 

Что касается личной жизни, там все складывалось негладко. Назарова побывала замужем за театральным критиком, а после развода ее имя связывали с партнером по передаче «Будильник» Юрием Богатыревым. Сейчас, когда смотришь «Будильники», по стихам Агнии Барто и рассказам Михаила Зощенко, видишь, с каким удовольствием играют актеры при минимализме телевизионных средств и драматургической роскоши. Но в детстве я конкретно эти повторяющиеся выпуски терпеть не мог. 

НАЗАРОВА И БОГАТЫРЕВ В "БУДИЛЬНИКЕ"
НАЗАРОВА И БОГАТЫРЕВ В «БУДИЛЬНИКЕ»

Большую проблему представляли взаимоотношения Натальи с коллегами. Вспышки ее характера работали, как на профессию, так и против. 

Скажем, в «Тартюфе» партнер Назаровой Станислав Любшин не рассчитав сил, устроил такое рукопожатие, что, дернувшись, Наталья сломала руку. И доиграла спектакль, не выдав физической боли.

Но в другом случае, Назарова, осерчав на Елену Проклову, выбила из-под партнерши стул прямо во время спектакля. В результате непрофессионального поступка Проклова повредила копчик (Что сделал дедушка для Елены Прокловой?).

Назарова не могла похвастаться друзьями в театре. В ней присутствовал здоровый холод человека, который выкладываясь на сцене, хочет, чтобы после спектакля к нему не лезли в душу. Пока у Назаровой все было нормально с работой, ее мало беспокоила социальная адаптация «а-ля давай попьем чайку, а лучше водочки».  

А с работой все было в порядке.  

"МИСС МИЛЛИОНЕРША"
«МИСС МИЛЛИОНЕРША»

После «Любимой женщины механика Гаврилова» (1981) киношники забыли про Назарову на целых шесть лет. Но в 1987 – 88 годах у нее вышло восемь (!) фильмов, из которых можно выделить «Куколку», где Назарова сыграла мать, вытолкнутой из спорта девочки-подростка. 

В 1988 Назарова получила звание «Заслуженной артистки РСФСР». Рядом находился боготворимый ею Богатырев. 

Но в 1989 Богатырев умер.

А Наталья получила черепно-мозговую травму. Неизвестный нанес женщине удар сзади тяжелым предметом. 

Почти год актриса провела в больнице, а в театр вернулась никакая. Ходили слухи, что у Назаровой развился страх сцены, в спектаклях ее пришлось заменять, потихоньку выпроваживая. Да и вообще до актрисы было ли МХАТу, переживающему раздел Дорониной и Ефремова. 

Уволившись, переехав жить к матери в однокомнатную квартиру, Наталья оказалась потеряна для коллег. Назарова жаловалась:

«Мы с мамой боролись с горем в одиночку. Жили на ее зарплату да мое пособие по инвалидности. Она умерла, и я совсем одна осталась. Когда кто-то из друзей обратился в МХТ, там сказали, что я «вроде как давно умерла». Ни разу не навестили и даже не позвонили!».

А газеты крокодилово плакали о шизофрении Назаровой, смакуя странные ее поступки. То Назарова возьмет колокольчик, да пойдет трезвонить по станции метро. То выйдет мести веником проспект. 

Все разговоры о шизофрении Назаровой разбиваются для меня телепередачей Малахова «Пусть говорят» образца 2010 года, где Наталья появилась не просто нормальной, а в блеске, демонстрируя, что фиг в ней умерла актриса. 

Честно говоря, я надеялся увидеть после этого Назарову в новых ролях. Увы… 

Никто ее больше сниматься так и не собрался. 

Женщина доживала дни, в однокомнатной, вспоминая блистательное прошлое.

Достойно.

Большинству даже вспомнить нечего.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Кнопка «Наверх»